Обжалование протокола об административном правонарушении: сроки и правила
Основными процессуальными документами по КоАП РФ являются протокол о правонарушении и постановление уполномоченного органа. В протоколе фиксируются все обстоятельства нарушения, тогда как постановление выносится по итогам рассмотрения дела. В этой статье разберем, подается ли жалоба на протокол об административном правонарушении, и какие законные варианты защиты может использовать потенциальный нарушитель.
Что это такое
Без составления процессуального протокола невозможно привлечение к ответственности по КоАП РФ. Именно этот документ будет содержать сведения о личности правонарушителя, перечень нарушенных норм и правил, а также ряд иных сведений. Законом четко регламентирована процедура оформления протоколов, для этого учитываются следующие правила:
- составление протоколов происходит непосредственно при выявлении нарушений, а в исключительные случаях – не позднее двух суток с указанной даты;
- полномочия по выявлению нарушений и оформлению процессуальных документов принадлежат должностным лицам и уполномоченным ведомствам, указанным в КоАП РФ (например, за нарушения ПДД протоколы могут составлять представители службы ГИБДД);
- содержание протокола, в том числе суть предъявленного обвинения, доводится до нарушителя – он вправе подать свои возражения и замечания непосредственно в тексте протокола.
После составления протокола, материал направляется для рассмотрения в суд, либо иной уполномоченный орган. Для рассмотрения протокола дается 15 суток, а если дело относится к компетенции суда, этот срок составит не более двух месяцев.
Можно ли подать жалобу на протокол
Установление вины в совершении нарушения и назначения санкций происходит при рассмотрении протокола. Однако в содержании указанного документа фиксируется только сам факт нарушения и все сопутствующие обстоятельства. В тексте протокола не может указываться на наличие вины гражданина, должностного лица или предприятия, так как для этого выносится постановление.
Можно ли оспорить протокол?
Поэтому при несогласии с содержанием протокола или процедурой его составления можно использовать следующие варианты защиты:
- подать жалобу на неправомерные действия должностного лица, составившего протокол – например, за отказ включить в документ письменные пояснения и возражения;
- обжаловать правомерность проверки документов или установления иных обстоятельств, так как протоколы могут составлять только уполномоченные должностные лица, находящиеся при исполнении своих обязанностей;
- представить свою позицию при рассмотрении протокола в суд, либо в иной уполномоченный орган.
Административные регламенты большинства федеральных и муниципальных служб содержат возможность подать жалобу на неправомерные действия должностных лиц. Это распространяется и на порядок составления протоколов и иных процессуальных документов.
В перечень заведомо незаконных действий при составлении протокола могут входить:
- отказ в реализации права на защиту;
- отказ представить доказательства, подтверждающие нарушение (с момента составления протокола, потенциальный нарушитель может знакомиться с любыми доказательствами и сведениями по делу);
- составление протокола лицом, не имеющим процессуальных полномочий (например, сотрудник ГИБДД не может составлять протокол, если не находится при исполнении должностных обязанностей);
- отказ включить в протокол сведения, представленные нарушителем для своей защиты;
- отказ выдать копию протокола после его составления;
- иные противоправные действия.
Порядок и сроки рассмотрения жалоб определяются Административными регламентами. Например, прокуратура обязана дать мотивированный ответ по обращению граждане в течение 30 дней.
Итоги рассмотрения жалоб будут использованы доказательством в административном процессе. Если доводы нарушителя подтверждены, протокол может быть признан недействительным, что влечет прекращение административного дела.
Что нужно указать в жалобе
Обжалованию подлежат конкретные противоправные действия или бездействие должностного лица, составившего протокол. Образец жалобы можно скачать здесь, а в его содержании нужно предусмотреть следующие пункты:
- наименование должностного лица или органа, в который подается жалоба;
- сведения о подателе жалобы;
- информация о должностном лице, чьи действия обжалует заявитель;
- обстоятельства составления протокола, его обязательные реквизиты (дата, номер);
- описание неправомерных действий, которые нарушают права заявителя;
- доказательства нарушений, допущенных при составлении протокола;
- требование о признании действий или бездействия должностного лица незаконными, а также об устранении выявленных нарушений;
- перечень письменных доказательств, на которые ссылается заявитель;
- дата и личная подпись заявителя.
Направить жалобу можно по почте, либо представить ее непосредственно в уполномоченный орган. На втором экземпляре жалобы нужно поставить отметку с датой и регистрационным номером, так как это позволит контролировать сроки и порядок проведения проверки.