Главная » Исполнение наказания » Обжалование протокола об административном правонарушении: сроки и правила

Обжалование протокола об административном правонарушении: сроки и правила

Основными процессуальными документами по КоАП РФ являются протокол о правонарушении и постановление уполномоченного органа. В протоколе фиксируются все обстоятельства нарушения, тогда как постановление выносится по итогам рассмотрения дела. В этой статье разберем, подается ли жалоба на протокол об административном правонарушении, и какие законные варианты защиты может использовать потенциальный нарушитель.

Что это такое

Без составления процессуального протокола невозможно привлечение к ответственности по КоАП РФ. Именно этот документ будет содержать сведения о личности правонарушителя, перечень нарушенных норм и правил, а также ряд иных сведений. Законом четко регламентирована процедура оформления протоколов, для этого учитываются следующие правила:

  • составление протоколов происходит непосредственно при выявлении нарушений, а в исключительные случаях – не позднее двух суток с указанной даты;
  • полномочия по выявлению нарушений и оформлению процессуальных документов принадлежат должностным лицам и уполномоченным ведомствам, указанным в КоАП РФ (например, за нарушения ПДД протоколы могут составлять представители службы ГИБДД);
  • содержание протокола, в том числе суть предъявленного обвинения, доводится до нарушителя – он вправе подать свои возражения и замечания непосредственно в тексте протокола.
Оформляя протокол, должностное лицо обязано разъяснить потенциальному нарушителю право на защиту.

После составления протокола, материал направляется для рассмотрения в суд, либо иной уполномоченный орган. Для рассмотрения протокола дается 15 суток, а если дело относится к компетенции суда, этот срок составит не более двух месяцев.

Можно ли подать жалобу на протокол

Установление вины в совершении нарушения и назначения санкций происходит при рассмотрении протокола. Однако в содержании указанного документа фиксируется только сам факт нарушения и все сопутствующие обстоятельства. В тексте протокола не может указываться на наличие вины гражданина, должностного лица или предприятия, так как для этого выносится постановление.

Можно ли оспорить протокол?

В нормах КоАП РФ отсутствует правило о возможности подать жалобу на протокол. Процедура оспаривания происходит после вынесения постановления и назначения санкций.

Поэтому при несогласии с содержанием протокола или процедурой его составления можно использовать следующие варианты защиты:

  • обжаловать правомерность проверки документов или установления иных обстоятельств, так как протоколы могут составлять только уполномоченные должностные лица, находящиеся при исполнении своих обязанностей;
  • представить свою позицию при рассмотрении протокола в суд, либо в иной уполномоченный орган.

Административные регламенты большинства федеральных и муниципальных служб содержат возможность подать жалобу на неправомерные действия должностных лиц. Это распространяется и на порядок составления протоколов и иных процессуальных документов.

В перечень заведомо незаконных действий при составлении протокола могут входить:

  • отказ в реализации права на защиту;
  • отказ представить доказательства, подтверждающие нарушение (с момента составления протокола, потенциальный нарушитель может знакомиться с любыми доказательствами и сведениями по делу);
  • составление протокола лицом, не имеющим процессуальных полномочий (например, сотрудник ГИБДД не может составлять протокол, если не находится при исполнении должностных обязанностей);
  • отказ включить в протокол сведения, представленные нарушителем для своей защиты;
  • отказ выдать копию протокола после его составления;
  • иные противоправные действия.
При указанных обстоятельствах, можно подать жалобу еще до рассмотрения дела по существу. Для этого можно обратиться в прокуратуру, в суд, либо в адрес вышестоящего должностного лица.

Порядок и сроки рассмотрения жалоб определяются Административными регламентами. Например, прокуратура обязана дать мотивированный ответ по обращению граждане в течение 30 дней.

Итоги рассмотрения жалоб будут использованы доказательством в административном процессе. Если доводы нарушителя подтверждены, протокол может быть признан недействительным, что влечет прекращение административного дела.

Что нужно указать в жалобе

Обжалованию подлежат конкретные противоправные действия или бездействие должностного лица, составившего протокол. Образец жалобы можно скачать здесь, а в его содержании нужно предусмотреть следующие пункты:

  • наименование должностного лица или органа, в который подается жалоба;
  • сведения о подателе жалобы;
  • информация о должностном лице, чьи действия обжалует заявитель;
  • обстоятельства составления протокола, его обязательные реквизиты (дата, номер);
  • описание неправомерных действий, которые нарушают права заявителя;
  • доказательства нарушений, допущенных при составлении протокола;
  • требование о признании действий или бездействия должностного лица незаконными, а также об устранении выявленных нарушений;
  • перечень письменных доказательств, на которые ссылается заявитель;
  • дата и личная подпись заявителя.

Направить жалобу можно по почте, либо представить ее непосредственно в уполномоченный орган. На втором экземпляре жалобы нужно поставить отметку с датой и регистрационным номером, так как это позволит контролировать сроки и порядок проведения проверки.

Если сведения, указанные в жалобе, подтвердятся, по итогам проверки протокол может быть отменен, а должностное лицо привлекается к ответственности. Например, по представлению прокурора может быть отменен любой процессуальный документ, составленный с нарушением закона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *