Главная » Наказание » Административное выдворение иностранных граждан за пределы РФ

Административное выдворение иностранных граждан за пределы РФ

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина входит в состав санкций, предусмотренных КоАП РФ. Субъектами административной ответственности, к которым может применяться указанная санкция, являются лица, не имеющие гражданства РФ. В этом материале разберем, в чем заключается указанный вид наказания, и как происходит его исполнение.

Что это такое

Выдворение является специальным видом санкций, применение которого связано с противоправным поведением граждан иностранного государства или лиц без гражданства. Легальность нахождения на территории РФ для указанных категорий лиц характеризуется следующими особенностями:

  • предоставлением вида на жительство, размещением в качестве беженца или по иным аналогичным обстоятельствам;
  • наличием одного из видов визы – например, туристической, рабочей, экспресс—визы и т.д.;
  • законность пересечения границы РФ – через официальные пункты паспортного, визового или таможенного контроля при наличии разрешительного документа;
  • соответствие правилам миграционного режима, в которые входит соблюдение законодательства РФ в сфере труда и занятости, своевременная регистрация в каждом населенном пункте при пребывании свыше трех суток, и т.д.

Основные причины для принудительного выдворения заключаются в нарушение правил миграционного режима – пребывание в РФ по истечении срока визы, работа на российском предприятии без получения соответствующего разрешения и т.д. Кроме того, на указанных лиц в полном объеме распространяется ответственность за совершение любых проступков, перечисленных в Особенной    части КоАП РФ.

Процедура выдворения характеризуется следующими особенностями и нюансами:

  • выдворение заключается в принудительном перемещении правонарушителя за пределы границы РФ – этот процесс находится под контролем уполномоченных служб и ведомств (миграционный отдел МВД, ФСБ, таможенные органы и т.д.);
  • для отдельных категорий нарушителей допускается самостоятельный выезд за пределы РФ, с сохранением контроля за перемещением со стороны государственных служб;
  • применить указанную санкцию может только суд, а если административный проступок выявлен при въезде на территорию страны – должностными лицами уполномоченных органов.

Помимо норм КоАП РФ, для исполнения наказания будет применяться Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Как назначается санкция

Выявление фактов правонарушений с участием иностранцев и лиц без гражданства может происходить во время попытки пересечения границы РФ, либо на территории страны. При пересечении границы возможными нарушениями могут являться:

  • представление ненадлежащих документов, удостоверяющих личность;
  • отсутствие разрешительных документов, позволяющих на законном основании пересечь границу, либо отказ их предоставить по требованию пограничных и таможенных служб – разовые или постоянные визы, транзитные документы при следовании через территорию страны и т.д.;
  • попытка провоза вещей и предметов, запрещенных к обороту в России, либо требующих специального разрешения на ввоз;
  • иные правонарушения, связанные с несоблюдением миграционных, пограничных или таможенных правил.

При выявлении факта правонарушения на границе представители уполномоченных служб вправе не только составить протокол по нормам КоАП РФ, но и назначить санкцию в виде выдворения.

Если проступок обнаружен в период пребывания на территории РФ, процедура применения санкций выглядит следующим образом:

  • уполномоченным лицом составляется процессуальный протокол – в нем указываются все обстоятельства проступка, а также статус правонарушителя (иностранец или лицо без гражданства);
  • если в содержании статьи КоАП РФ, по которой составлен протокол, предусмотрена мера воздействия в виде выдворения, по решению уполномоченного лица потенциального правонарушителя задержат на срок рассмотрения дела – период такого задержания не может превышать 48 часов;
  • административный материал направляется для рассмотрения в суд;
  • если потенциальный правонарушитель подвергался задержанию, он принудительно доставляется к месту проведения заседания суда.

При назначении выдворения применяются специальные правила. Основная группа составов, за которые грозит такая мера наказания, зафиксирована в главе 18 КоАП РФ. Даже если суд назначает штраф, в большинстве случаев, выдворение рассматривается как дополнительная санкция. Например, по статье 18.11 КоАП РФ (нарушение иммиграционных правил), назначается штраф в сумме от 2000 до 4000 рублей с административным выдворением или без такового.

Обязательное применение выдворения будет нарушать законные права иностранцев и лиц без гражданства, имеющих законное право пребывать на территории страны. Однако КоАП РФ содержит и ряд исключений, когда суд не может обойтись только назначением штрафа. Например, по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, при нарушении правил осуществления трудовой деятельности на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской области штраф обязательно назначается с выдворением за пределы страны. Если аналогичное нарушение будет совершено на иной территории РФ, наказание последует по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, а суд может обойтись без назначения выдворения.

Выдворение является окончательной и бессрочной мерой наказания – правонарушитель может лишь получить отсрочку для выезда за пределы РФ. Однако применение санкции не означает, что иностранец или лицо без гражданства будут пожизненно лишены возможности вернуться в Россию на законных основаниях. Выдворение не связано с запретом на въезд и пребывание в РФ, если будут соблюдены стандартные правила миграционного, пограничного или таможенного контроля.
Тем не менее, при рассмотрении вопроса о выдаче визы или разрешения на работу, дипломатические и миграционные службы РФ вправе отказать во въезде или выдаче разрешительного документа по причине ранее совершенных правонарушений.

Как происходить исполнение

Исполнение санкции в виде выдворения происходит после вступления судебного акта в силу. Этот момент связан с истечением срока на обжалование, либо с рассмотрением жалобы в вышестоящих инстанциях. Кроме того, правонарушитель вправе подать ходатайство об отсрочке исполнения наказания – такие вопросы решаются в судебном заседании.

Принимая решение о выдворении, суд может использовать обеспечительную меру – помещение правонарушителя в спецучреждение МВД. Правила размещения и содержания в данных учреждениях утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306. Продолжительность ожидания может существенно отличаться – это зависит от согласования с властями иностранного государства, организации транспорта и доставки до границы, и т.д.

Принудительное выдворение происходит следующим образом:

  • контроль за надлежащим и своевременным исполнением судебного акта исполняются миграционные службы МВД (при необходимости, по отдельному поручению могут привлекаться судебные приставы);
  • выдворение происходит путем передачи правонарушителя уполномоченному представителю иностранного государства;
  • если между РФ и другой страной заключен соответствующий международный договор – одновременно с переходом нарушителя через пограничный контроль направляется официальное уведомление представителям иностранного государства;
  • для подтверждения факта выдворения составляется процессуальный акт – допускается двустороннее или одностороннее оформление этого документа.

По итогам принудительного перемещения правонарушителя через границу и оформления акта, происходит прекращение исполнительного производства. Об этом в адрес судебного учреждения направляется официальное уведомление.

Если гражданин добился предоставления отсрочки, он будет находиться в спецучреждении МВД, либо по месту проживания (под надзором миграционной службы и приставов). Незамедлительно после прекращения отсрочки процедура выдворения возобновляется и проходит по общим правилам.

Для отдельных категорий иностранцев и лиц без гражданства допускается добровольное исполнение санкции – контролируемый самостоятельный выезд. На практике, такая процедура сопровождает выезд работников дипломатических служб, иных представительств иностранных государственных органов, высококвалифицированных специалистов и т.д.

О возможности обеспечения самостоятельного выезда правонарушитель может ходатайствовать перед судом – для этого нужно подтвердить источники возмещения затрат на проезд и иные обязательные формальности. В ст. 3.10 КоАП РФ перечислены такие источники, за счет которых возможен самостоятельный выезд:

  • собственные средства иностранца или лица без гражданства;
  • финансовые ресурсы российской организации, пригласившей правонарушителя на территорию страны;
  • денежные средства дипломатических и консульских учреждений и представительств зарубежных стран;
  • активы международной организации, частных лиц или компаний.

На момент исполнения санкции источник для оплаты расходов по выезду должен быть подтвержден документально.

Самостоятельное перемещение должно состояться не позднее пяти дней с момента вступления в силу судебного акта, в противном случае могут предприниматься меры принудительного характера.
Если решение о выдворении принято на месте составления и рассмотрения протокола, оно исполняется незамедлительно. Как правило, нарушителю будет запрещено покинуть зону досмотра или контроля, где было выявлено нарушение.

По факту возврата правонарушителя на территорию смежного государства или за пределы пограничной зоны РФ составляет процессуальный акт.

Принудительное контролируемое выдворение будет происходить за счет средств федерального бюджета РФ. Попытка скрыться или уклониться от перемещения через государственную границу рассматривается как самостоятельное административное правонарушение. При выявлении таких фактов составляется процессуальный протокол, а кроме продолжения процедуры выдворения, нарушителю грозит новый штраф.

Дополнительные сложности могут возникать, если у правонарушителя имеются несовершеннолетние дети, чье право на пребывание в РФ не отменено или не оспорено. Хотя у ребенка в России не остается другого законного представителя, формальных оснований для принудительного выдворения не возникает. В КоАП РФ отсутствуют нормы, определяющие однозначный порядок решения таких вопросов. Поэтому в каждом конкретном случае допускается обращение в адрес суда для разъяснения порядка исполнения санкции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *