Главная » Общественный порядок » Нарушение прав пациента при оказании медицинских услуг

Нарушение прав пациента при оказании медицинских услуг

При возникновении проблем со здоровьем, каждый гражданин вправе рассчитывать на своевременное и качественное оказание медицинской помощи, уважительное отношение со стороны врачей и персонала, на соблюдение государственных регламентов оказания услуг. Нарушение прав пациента влечет ответственность должностных лиц и медучреждений, а о порядке защиты своих интересов расскажем в этом материале.

Многоканальная бесплатная горячая линия
Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по вопросам обжалования штрафов, постановлений, решений должностных лиц в сфере административного права и не только. Наши юристы подскажут, как эффективно защитить свои права и свободы, а также избежать причинения дополнительного ущерба. Работаем ежедневно с 9.00 до 21.00
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Задать вопрос онлайн >>
Москва и МО +7(499)703-35-33 доб. 784
С-Петербург и ЛО +7(812)309-06-71 доб. 436
Звонок по России +7(800)555-67-55 доб. 415

Виды нарушений

Врачебная халатность
Читайте: Какова ответственность за халатность по УК РФ?

Оказание медицинской помощи в РФ может осуществляться в рамках обязательного медстрахования, либо по договорам, заключаемым с лечебными и оздоровительными учреждениями. Пожаловаться на нарушения можно в любой сфере здравоохранения, от ненадлежащего оказания услуг скорой помощи до некачественного лечения в стоматологии. Выделим ряд обязательных требований, которые должны соблюдаться при оказании медпомощи населению:

  • для оказания медицинских услуг учреждение или частный специалист должны иметь лицензию (отдельные исключения из этого правила предусмотрены в законе);
  • каждая услуга, оказываемая по полису ОМС или по договору, должна соответствовать стандартам медицинской помощи;
  • вне зависимости от характера заболевания или проблемы со здоровьем, гражданин вправе рассчитывать на качественное оказание услуг по профилактике, выявлению и лечению, назначение лекарственных препаратов;
  • гражданин вправе знать подробности своего заболевания и применяемого лечения, рассчитывать на безболезненное оказание медицинской помощи (при наличии соответствующей возможности);
  • при оказании медуслуг, персонал государственных и частных учреждений обязан соблюдать нормы врачебной этики, правила обращения с пациентами.

Это только общий перечень правил, которые должны соблюдаться при обращении гражданин в лечебные заведения. Всю необходимую информацию для пациентов, в том числе о наличии лицензий, тарифах на платные услуги и иные данные, медицинское учреждение обязано размещать в общедоступных местах и доводить до сведения пациентов по их требованию.

С нарушениями при прохождении лечения сталкивается практически каждый пациент.

Если невнимательное или  неуважительное отношение влечет только моральный ущерб, то врачебные ошибки или некачественное оказание услуг могут напрямую повлиять на причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Выделим наиболее характерные примеры нарушения прав пациентов:

  • отказ в своевременном предоставлении врачебной помощи, в том числе непринятие пациента в больнице, отказ в принятии заявки на вызов скорой помощи и т.д.;
  • оказание медицинских услуг учреждением или специалистом, не имеющим лицензии;
  • некачественное лечение, врачебная ошибка при постановке диагноза или проведении операций, нарушение стандартов оказания медпомощи;
  • отказ выписать необходимые лекарственные препараты, если это необходимо для лечения болезни или облегчения боли;
  • грубость и хамское отношение к пациентам со стороны врачей и обслуживающего персонала;
  • нарушение врачебной тайны, т.е. разглашение сведений о состоянии здоровья и лечении пациента третьим лицам (запрос таких сведений допускается только по определению суда или требованию правоохранительных органов).

Это только примерный перечень нарушений, с которыми могут столкнуться пациенты и посетители лечебных учреждений. Сюда можно включить и отказ выдать документ, подтверждающий оплату за лечение, вымогательство или получение взятки за оказание медпомощи, отказ принять полис ОМС не по месту регистрации.

От характера нарушения и наступивших последствий будет зависеть способ защиты интересов и меры ответственности, применяемой к виновным лицам.

Куда обращаться при нарушении прав пациентов

Врачебная тайна
Читайте: Врачебная тайна: закон и ответственность

Вопреки распространенному заблуждению, защищать свои права может не только в судебных инстанциях. В зависимости от вида нарушения, подать письменную жалобу или устное обращение можно в следующие ведомства:

  • руководителю лечебного учреждения, персонал которого допустил нарушение;
  • в территориальные представительства Минздрава РФ (эти органы функционируют в каждом субъекте РФ, а нередко имеют представительство и в крупных населенных пунктах);
  • страховая компания по полисам ОМС или ДМС, если лечение полностью или частично оплачивал страховщик;
  • учреждения ТФОМС (Территориальный фонд медстрахования), если медпомощь оказывалась в рамках обязательного перечня по ОМС;
  • учреждения прокуратуры, которые уполномочены реагировать на каждое нарушения законодательства;
  • органы Роспотребнадзора, так как на отношения между пациентами и медучреждениями распространяются нормы Закона «О защите прав потребителей»;
  • судебные инстанции.

Закон позволяет использовать сразу несколько направлений зашиты прав. Например, при обращении в администрацию лечебного заведения можно одновременно подать заявление в прокуратуру или жалобу в региональное учреждение Минздрава РФ. При возникновении претензий к качеству оказания услуг, лучше проконсультироваться профессионального юриста. Это поможет выбрать оптимальный вариант защиты, правильно оформить все необходимые документы, получить поддержку при обращении в судебные и иные ведомства.

Что грозит за нарушения прав пациента

Меры ответственности будут зависеть от характера проступка, а также от наступивших последствий. Врач или лечебное заведение могут понести наказание по следующим направлениям:

  • персонал медучреждения может привлекаться к дисциплинарной ответственности в форме замечаний, выговоров или увольнения;
  • в рамках гражданского законодательства можно предъявить требования о возмещении вреда жизни и здоровью пациента, о компенсации морального вреда, о безвозмездном предоставлении аналогичных медицинских услуг, и т.д.;
  • по линии ТФОМС и Минздрава РФ может проводиться комплексная проверка, которая может завершиться исключением больницы из программы ОМС или лишением лицензии;
  • если проверку будет проводить Роспотребнадзор, медучреждению грозят штрафные санкции в бюджет и в пользу пациента.

За наиболее серьезные последствия может грозить уголовная или административная ответственность. Например, статья 109 УК РФ предусматривает санкции за причинение смерти по неосторожности, если летальный исход был вызван ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей.

Лицо, допустившее врачебную ошибку или отказавшееся помочь пациенту, может получить по приговору суда до 3 лет тюрьмы, если смерть пострадавшего была напрямую обусловлена нарушением правил лечения.

Наиболее распространены случаи, когда отстаивать свои интересы придется в административном или судебном порядке. Для этого нужно соблюдать следующий алгоритм действий:

  • если нарушение произошло непосредственно при оказании медицинских услуг, нужно указать специалисту на этот факт и потребовать соблюдать все стандарты лечения;
  • чтобы обратиться с жалобой на действия медперсонала или медучреждения, необходимо подтвердить факт обращения к врачу, звонок в службу скорой помощи, иные обстоятельства. Целесообразно хранить все документы, связанные с прохождением лечения и приобретением лекарств, так как они могут потребоваться при последующем доказывании;
  • обратиться с жалобой в администрацию медучреждения можно в письменной или устной форме. Каждое сообщение о нарушении прав пациента обязательно регистрируется и подлежит рассмотрение в течение 30 дней.

Предметом обращения может быть как сообщение о факте ненадлежащего оказания медпомощи, так и требование о предоставлении услуг, возмещении ущерба, оплате понесенных расходов на дополнительное лечение.

При обращении в учреждения Минздрава РФ или в Роспотребнадзор, нужно указать на конкретные факты нарушений, на причиненный вред здоровью и жизни.

До обращения в суд нужно направить письменную претензию в адрес руководителя больницы или частного лечебного заведения.

В судебном порядке можно добиться:

  • взыскания компенсации затрат на дополнительное лечение, которое потребовалось для устранения последствий некачественной медпомощи, а также расходов на приобретение препаратов, средств реабилитации, восстановление в санаториях и т.д.;
  • взыскания компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи;
  • безвозмездного повторного лечения в том же учреждении, либо в иной организации.

Если сумма расходов на лечение и приобретение препаратов подтверждается платежными документами, то размер компенсации морального вреда носит субъективный и оценочный характер, истцу нужно обосновать, в чем заключались психические и нравственные страданий при обращении в больницу и ненадлежащем отношении со стороны медперсонала. Окончательное решение по сумме компенсации будет принимать суд.

Закон «О защите прав потребителей» применяется при оказании платных медицинских услуг. В этом случае можно не только возместить стоимость лечения, но и добиться взыскания неустойки за несовременное рассмотрение претензии или отказ от ее удовлетворения, штраф в сумме 50% от цены исковых требований. В качестве доказательств можно представить материалы проверки, проведенной Минздравом РФ и Роспотребнадзором.

Если врач или руководитель медучреждения привлекаются к административной или уголовной ответственности, им может грозить дисквалификация или лишение права заниматься медицинской деятельностью. Такие ограничения и запреты будут распространяться как на работу в государственных больницах и поликлиниках, так и при трудоустройстве в частные клиники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *