Основные виды нарушений требований бюджетного законодательства и последствия
С каждым годом количество дел, которые выявляют нарушения бюджетного законодательства, растет. Решение этого вопроса затрудняется некоторыми несоответствиями в подходе к нему в БК РФ и КоАП РФ. Тема эта обширна, рассмотрим основные моменты, касающиеся нарушений и мер ответственности.
Основные понятия
Говоря о правонарушениях в сфере бюджетного законодательства, подразумевают неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых норм, изложенных в БК РФ. У бюджетного правонарушения можно выделить два основных признака:
- Наличие противоправного деяния, которое нарушает правила, установленные БК РФ относительно рассмотрения и принятия бюджетов, а также контроля за их исполнением;
- Противоправность действий, которая отмечена в самом БК РФ. Т.е. если нарушения отмечены только в УК РФ и КоАП РФ, то, даже имея отношения к бюджетной сфере, нарушениями бюджетного законодательства не считаются.
В качестве объектов подобных правонарушений выделяют:
- Государственную бюджетную систему;
- Бюджетный процесс в рамках государства;
- Перераспределение финансов, которые накоплены в бюджетах разных уровней.
В качестве субъектов бюджетных правонарушений выделяют непосредственных участников правоотношений в бюджетной сфере:
- Федеральные структуры государственной власти;
- Органы местного самоуправления;
- Субъекты бюджетного права местного масштаба.
Если говорить о субъектах, относящихся к органам власти, то применительно к данной сфере, они обязаны нести ответственность за исполнение бюджетов.
Ответственность за нарушения бюджетного законодательства

В Бюджетном Кодексе зафиксирована целая система мер принуждения к нарушителям. К таковым можно отнести:
- Денежный штраф;
- Изъятие финансов из бюджетов;
- Наложение блокировки на расходование бюджета;
- Начисление неустойки;
- Вынесение предупреждения;
- Приостановка финансовых операций в банках по счетам, деньги на которые переводятся из бюджета.
Но данные меры не могут быть применены просто на пустом месте, они являются следствием следующих нарушений бюджетного законодательства:
- Использование денег из бюджета для нецелевых нужд (например, с них могут оплатить деятельность администрации);
- Пренебрежение к исполнению закона о бюджете;
- Неперечисление средств из бюджета лицам, которым они предназначаются в установленный срок (или перевод их не в полном объеме);
- Непредоставление в установленный срок финансовой отчетности о движении бюджетных средств;
- Недоведение до лиц, которым предназначены выплаты из бюджета информации о поступивших ассигнованиях;
- Непредоставление в установленный срок бюджетных проектов и отчетов об использовании бюджетных средств;
- Составление плана доходов-расходов бюджета так, что он вступает в противоречие с законом;
- Передача денежных средств бюджета на цели, которые не были включены в план доходов-расходов.
Административная ответственность

Административная ответственность будет применена к нарушителям в сфере бюджетного законодательства, только если в их деяниях будут усматриваться признаки административного правонарушения, т.е. совпадать со статьями КоАП. К таковому, например, можно отнести нецелевое расходование средств (ст.15.14). Такое деяние повлечет за собой:
- Должностные лица обязаны будут уплатить штраф в размере от 20 до 50 тыс. руб. или же их могут подвергнуть дисквалификации на срок до года;
- Организации в виде штрафа обязаны будут выплатить до 25 % той суммы, которая была выделена в качестве нецелевого платежа.
В Административном Кодексе рассматриваются следующие виды нарушений бюджетного законодательства:
- Невозврат в установленные временные рамки бюджетного кредита;
- Отсутствие оплаты за пользование бюджетным кредитом;
- Выдача бюджетных кредитов в с явными нарушениями основных правил;
- Выдача субсидий из бюджета с нарушениями основных условий;
- Ведение бюджетных смет с нарушениями законодательных нормативов;
- Нарушение органами местного самоуправления запретов на выдачу бюджетных кредитов.
Всего в КоАП 17 статей посвящено бюджетным правонарушениям.
Привлекать к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства имеют право следующие лица:
- Руководящий работник Федеральной структуры исполнительной власти, в обязанности которой входит надзор за бюджетной сферой;
- Руководящие работники структурных подразделений вышеуказанного федерального органа;
- Руководящие работники территориальных организаций, задача которых – контроль за бюджетной сферой.
Главный контролирующий орган в этой сфере – это Федеральное Казначейство. А надзор за его деятельностью осуществляет Прокуратура. Ежегодно только Генпрокуратура осуществляет более десятка проверок федеральных органов исполнительной власти на предмет бюджетных правонарушений.