Нарушения бюджетного законодательства в 2019 году: мера ответственности за их совершение.
Главная » Общественный порядок » Основные виды нарушений требований бюджетного законодательства и последствия

Основные виды нарушений требований бюджетного законодательства и последствия

С каждым годом количество дел, которые выявляют нарушения бюджетного законодательства, растет. Решение этого вопроса затрудняется некоторыми несоответствиями в подходе к нему в БК РФ и КоАП РФ. Тема эта обширна, рассмотрим основные моменты, касающиеся нарушений и мер ответственности.

Государственный бюджет

Основные понятия

Говоря о правонарушениях в сфере бюджетного законодательства, подразумевают неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых норм, изложенных в БК РФ. У бюджетного правонарушения можно выделить два основных признака:

  • Наличие противоправного деяния, которое нарушает правила, установленные БК РФ относительно рассмотрения и принятия бюджетов, а также контроля за их исполнением;
  • Противоправность действий, которая отмечена в самом БК РФ. Т.е. если нарушения отмечены только в УК РФ и КоАП РФ, то, даже имея отношения к бюджетной сфере, нарушениями бюджетного законодательства не считаются.

В качестве объектов подобных правонарушений выделяют:

  • Государственную бюджетную систему;
  • Бюджетный процесс в рамках государства;
  • Перераспределение финансов, которые накоплены в бюджетах разных уровней.

В качестве субъектов бюджетных правонарушений выделяют непосредственных участников правоотношений в бюджетной сфере:

  • Федеральные структуры государственной власти;
  • Органы местного самоуправления;
  • Субъекты бюджетного права местного масштаба.

Если говорить о субъектах, относящихся к органам власти, то применительно к данной сфере, они обязаны нести ответственность за исполнение бюджетов.

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства

Злоупотребление полномочиями
Читайте: Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

В Бюджетном Кодексе зафиксирована целая система мер принуждения к нарушителям. К таковым можно отнести:

  • Денежный штраф;
  • Изъятие финансов из бюджетов;
  • Наложение блокировки на расходование бюджета;
  • Начисление неустойки;
  • Вынесение предупреждения;
  • Приостановка финансовых операций в банках по счетам, деньги на которые переводятся из бюджета.

Но данные меры не могут быть применены просто на пустом месте, они являются следствием следующих нарушений бюджетного законодательства:

  • Использование денег из бюджета для нецелевых нужд (например, с них могут оплатить деятельность администрации);
  • Пренебрежение к исполнению закона о бюджете;
  • Неперечисление средств из бюджета лицам, которым они предназначаются в установленный срок (или перевод их не в полном объеме);
  • Непредоставление в установленный срок финансовой отчетности о движении бюджетных средств;
  • Недоведение до лиц, которым предназначены выплаты из бюджета информации о поступивших ассигнованиях;
  • Непредоставление в установленный срок бюджетных проектов и отчетов об использовании бюджетных средств;
  • Составление плана доходов-расходов бюджета так, что он вступает в противоречие с законом;
  • Передача денежных средств бюджета на цели, которые не были включены в план доходов-расходов.

Административная ответственность

Взятка чиновнику
Читайте: Незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица: взятка

Административная ответственность будет применена к нарушителям в сфере бюджетного законодательства, только если в их деяниях будут усматриваться признаки административного правонарушения, т.е. совпадать со статьями КоАП. К таковому, например, можно отнести нецелевое расходование средств (ст.15.14). Такое деяние повлечет за собой:

  • Должностные лица обязаны будут уплатить штраф в размере от 20 до 50 тыс. руб. или же их могут подвергнуть дисквалификации на срок до года;
  • Организации в виде штрафа обязаны будут выплатить до 25 % той суммы, которая была выделена в качестве нецелевого платежа.

В Административном Кодексе рассматриваются следующие виды нарушений бюджетного законодательства:

  • Невозврат в установленные временные рамки бюджетного кредита;
  • Отсутствие оплаты за пользование бюджетным кредитом;
  • Выдача бюджетных кредитов в с явными нарушениями основных правил;
  • Выдача субсидий из бюджета с нарушениями основных условий;
  • Ведение бюджетных смет с нарушениями законодательных нормативов;
  • Нарушение органами местного самоуправления запретов на выдачу бюджетных кредитов.

Всего в КоАП 17 статей посвящено бюджетным правонарушениям.

Привлекать к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства имеют право следующие лица:

  • Руководящий работник Федеральной структуры исполнительной власти, в обязанности которой входит надзор за бюджетной сферой;
  • Руководящие работники структурных подразделений вышеуказанного федерального органа;
  • Руководящие работники территориальных организаций, задача которых – контроль за бюджетной сферой.

Главный контролирующий орган в этой сфере – это Федеральное Казначейство. А надзор за его деятельностью осуществляет Прокуратура. Ежегодно только Генпрокуратура осуществляет более десятка проверок федеральных органов исполнительной власти на предмет бюджетных правонарушений.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о