Обмен или возврат товаров надлежащего качества
Законодательство Российской Федерации, регулирующее взаимоотношения продавца и потребителя товара, определяет возможность осуществить возврат товара надлежащего качества или его обмен. Условиями выполнения такого действия являются соблюдение ограниченного срока, в течение которого покупатель может требовать затраченные средства назад, принадлежность товара к определенной группе и соблюдение норм и правил обращения с ним до момента обмена или возврата.
Возможность возврата средств или обмена продукции

Закон о защите прав потребителей определяет возможность осуществления возврата товара даже при условии того, что он полностью отвечает тем требованиям и нормам, которые предъявляются к характерным группам продукции. При этом указываются также условия, при наличии которых покупатель может обратиться в торговую точку или к удаленно расположенному продавцу, чтобы иметь законное основание для требования средств:
- Продукция, которую потребитель намеревается приобрести, не была в употреблении. В такой ситуации необходимо понимать, что такое правило четко разграничивает понятие возврата или обмена товара качественного или некачественного. Если во втором случае возможно такое действие после частичной эксплуатации, в процессе которой и был обнаружен дефект или недостаток, то качественный товар должен остаться нетронутым. Это связано с тем, что он считается полностью соответствующим требованиям. Чтобы продавец не нес убытка по причине того, что продукция просто не подошла по определенным параметрам, необходимо его возвращение в том виде и комплектации, которая была при нахождении в торговой точке;
- Все присущие товару потребительские свойства не были утрачены по вине покупателя;
- Товарный вид полностью сохранен;
- Лицо, обратившееся для возврата товара, имеет возможность подтвердить факт покупки. Для этого может быть использован кассовый или товарный чек. В отдельных случаях возможно осуществление такого действия без чека. Несмотря на то, что в большинстве случаев покупатели сталкиваются с отказом продавцов вернуть товар, любой другой способ подтверждения покупки именно в этой торговой точке позволяет совершенно законно обратиться для получения денежных средств или обмена. В качестве такого способа можно использовать свидетельские показания или съемку с камер видеонаблюдения, установленных в магазине;
- Товар содержит все имеющиеся на нем пломбы и фабричные ярлыки.
Стоит обратить внимание на основное правило – качественный товар при условии принадлежности к группе продуктов питания не может быть возвращен. Такое положение основано на необходимости соблюдения определенных параметров хранения – влажности, температуры, отсутствия попадания прямых солнечных лучей. Покупатель, который приносит такой товар, мог содержать его в недопустимых условиях, вследствие чего он стал непригодным к употреблению.
Перечень товара, который не может возвращаться или обмениваться
Кроме пищевой продукции покупатель не может обращаться для возврата таких групп товаров:
- Продукция, которая применяется для профилактических мер и лечения различного рода заболеваний;
- Предметы, используемые для личной гигиены потребителя – зубные щетки, расчески и т.д.;
- Товары, относимые к косметике и парфюмерии;
- Материалы, используемые для строительно-отделочных работ;
- Изделия из трикотажа (белье, чулки, носки);
- Бытовая химия;
- Провода, кабели;
- Мебель. Причем такое положение относится исключительно к комплектам или гарнитурам. Предметы, которые приобретались штучно покупатель вправе вернуть;
- Украшения и изделия, выполненные из драгоценных металлов и камней;
- Транспортные средства – автомобили, мотоциклы, велосипеды, плавательные средства, техника для выполнения с/х работ;
- Продукция, отнесенная к группе сложных товаров бытового назначения, если на них отдельно установлены гарантийные сроки обслуживания;
- Оружие гражданского назначения;
- Растения, животные;
- Печатные издания, не имеющие периодический характер (книги, альбомы, календари и т.д.).
Нюансы обмена и возврата товара

При обращении для осуществления возврата или обмена необходимо учитывать следующие факторы и правила:
- При наличии желания покупатель может потребовать предоставления ему аналогичной продукции, но отличающейся по определенным параметрам – цвету, размеру, наличию или отсутствию определенных деталей. В случае, если магазин не имеет возможности предоставить его, он должен выплатить покупателю затраченные средства и принять продукцию назад;
- При возврате товара без упаковки продавец имеет право отказать в приеме продукции. Это связано с обязательным требованием сохранения качества как приобретенной единицы, так и его внешнего вида, который он имел при покупке;
- Отдельным моментом в вопросе возврата товара является дистанционная торговля. В том случае, если какой-либо товар был заказан покупателем через интернет, то на него уже не будет распространяться ограничение относительно невозвратных групп, к которым, к примеру, будут относиться чулочно-носочные изделия и бытовая техника. В такой ситуации присутствует одно ограничение – если товар был заказан специально для потребителя (сделан индивидуально), то вернуть его нельзя. Такое ограничение связано с тем, что в большинстве случаев такое действие сопровождается подписанием соглашения или договора на оказание услуг, то есть потребитель подтверждает, что ему необходима вещь с такими параметрами или нормами;
- Осуществление возврата между юридическими лицами должно сопровождаться проведением таких действий по правилам бухгалтерского учета. Для выполнения такого действия оформляется возвратная накладная от одной организации, которая ранее приняла товар. В ответ на это вторая организация проводит перечисление денежных средств на счет контрагента с пометкой о причине.
Действия при отказе в возврате
Часто при обращении в магазин для возврата товара надлежащего качества покупатели сталкиваются с отказом. В такой ситуации можно выполнить следующие действия:
- Попросить пригласить кого-либо из администрации торговой точки. Часто продавцы не знают всех законодательных моментов относительно возможности принять тот или иной вид товара и общение к директору или управляющему помогает быстро решить вопрос;
- Составить письменное заявление, в котором подробно описать просьбу возврата товара или его обмена. В документе покупатель указывает личные данные, наименование продукции, которую он хочет вернуть или обменять, причину такого действия и отражает реквизиты чека или другого документа. Желательно составить заявление в двух экземплярах и на втором администрация магазина ставит отметку о принятии документа. В таком случае потребитель имеет больше шансов защитить свои права, если потребуется обращение в другие инстанции;
- В случае отказа в возврате или полном бездействии со стороны администрации направить обращение в общество защиты прав потребителей.
Итак, при необходимости вернуть качественный товар или обменять его в первую очередь стоит обратиться к закону о защите прав потребителей. В случае, если конкретная ситуация позволяет требовать назад потраченные средства, необходимо обратиться к продавцу с такой просьбой. При отказе или отсутствии какой-либо реакции со стороны продавца потребитель имеет право обратиться в общество по защите прав потребителей.