Ответственность за нарушения в сфере образования
Каждому гражданину РФ гарантировано право на общедоступное и бесплатное образование. Оно реализуется путем предоставления равных прав при поступлении в учебные заведения, при проведении образовательных программ, проверке знаний. В этом материале расскажем, в чем заключается ответственность за нарушение законодательства в области образования, и кого могут привлечь за такие проступки.
В чем заключаются нарушения
Ограничить право на получение образования невозможно, так как оно гарантировано Конституцией РФ, иными нормативными и подзаконными актами. При реализации этого права, гражданам гарантируется:
- свобода выбора образовательного учреждения, с учетом нормативных правил;
- равенство прав, условий и требований при поступлении в учебное заведение и прохождении образовательных программ;
- соблюдение регламентированных стандартов обучения и объективной проверки знания;
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе на уважительное отношение, соответствие этике педагога, недопустимости унижения чести и достоинства, и т.д.
Практически любое нарушение в сфере образования будет являться наказуемым деянием. В статье 5.57 КоАП РФ приведен перечень проступков, за которые наступает административная ответственность:
- нарушение (ограничение) права на безвозмездные и общедоступные услуги в образовательной сфере;
- неправомерный отказ в приеме граждан в учебное заведение;
- незаконное исключение из образовательного учреждения;
- нарушения или ограничения конституционных и законных прав и свобод подопечных учеников и студентов.
Указанный список наказуемых проступков включает практически любое нарушение, с которым могут столкнуться обучающиеся лица или их законные представители. Разберем конкретные примеры нарушений, которые будут подпадать под приведенный выше перечень.
Нарушение или ограничение прав на образование
Право на бесплатное и общедоступное образование реализуется гражданами по следующим направлениям:
- гарантированным предоставлением ребенку места в общеобразовательных школах по месту регистрации или пребывания семьи или одного из родителей;
- равными условиями при рассмотрении заявлений граждан о поступлении в школы, вузы, иные воспитательные и образовательные заведения;
- гарантией продолжения обучения при соблюдении правил образовательного учреждения и государственной программы, отсутствии законных оснований для отчисления.
На практике, столкнуться с отказом в зачислении или незаконным отчислением может практически каждый студент или школьник. Если такое решение руководства школы, техникума или ВУЗа было вызвано законными причинами, оснований для привлечения к ответственности не возникает.
Отказ в приеме в учебное заведение также может быть законным. Например, если подается заявление не по месту основного проживания или регистрации, а в школе отсутствуют свободные места для приема учеников, директор имеет законное право отказать в удовлетворении заявления. При поступлении в средние профессиональные или высшие учебные заведения ситуация еще строже – необходимо подтвердить определенный уровень знаний, пройти конкурс среди равнозначных заявлений и т.д. Поэтому наказание последует только при умышленном нарушении закона в сфере образования, дискриминации обучающихся или абитуриентов по каким-либо признакам.
Нарушение прав и свобод
Права и свободы обучающихся граждан также находятся под защитой закона. Перечень таких прав изложен в ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ:
- предоставление условий для образования с учетом особенностей физического и психологического развития, состояния здоровья;
- уважение чести и достоинства, запрет на любые формы физического и психологического воздействия, насилия, оскорблений;
- свобода совести и убеждений;
- предоставление гарантированных периодов отпуска (каникулы) в сроки, предусмотренные законом или образовательной программой;
- равные права на поощрение по результатам образовательных программ и дополнительных занятий;
- иные права и свободы.
Как правило, перечисленные гарантии дублируются в уставах и иных внутренних документах учебного заведения. Каждый педагог или член коллектива образовательного учреждения знакомится с этими документами под роспись, и обязан соблюдать в текущей работе с подопечными.
При наиболее серьезных правонарушениях может грозить не только административная, но и уголовная ответственность по нормам УК РФ. Например, применение силы к ученику, повлекшее причинение телесных повреждений, будет рассматриваться как преступление против жизни и здоровья.
Как происходит привлечение к ответственности
Поскольку несовершеннолетние дети не обладают полной дееспособностью, обязанность по защите их интересов возлагается на законных представителей (родители, опекуны, попечители), а также на следующие ведомства:
- администрация образовательного заведения, пока ребенок находится в школе;
- органы опеки и попечительства;
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- прокуратура;
- правоохранительные органы.
В зависимости от обстоятельств проступка, жалобу можно подать на конкретного педагога, директора или иного представителя администрации, на образовательное учреждение. По каждому обращению будет проводиться проверка уполномоченными органами, а также внутреннее служебное расследование. Если нарушение законодательства подтверждается, процедура привлечения к ответственности будет включать следующие стадии:
- составление административного протокола по ст. 5.57 КоАП РФ со ссылкой на все обстоятельства проступка;
- должностное лицо или учреждение вправе представить свои возражения непосредственно при составлении протокола, либо использовать иные средства защиты;
- по выявленным фактам назначается служебное расследование, по итогам которого могут приниматься меры дисциплинарного воздействия (замечание, выговор, увольнение за виновные действия);
- административный материал направляется для рассмотрения в суд, либо в иной орган, уполномоченный разбирать дела по ст. 5.57 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения административного дела, суд может применить следующие санкции:
- по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, за нарушения или ограничения прав будет назначен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. (на должностное лицо), либо в сумме от 100 до 200 тыс. руб. (на образовательное учреждение);
- по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ будет назначена санкция на нарушения или ограничения прав и свобод – должностное лицо педагогического учреждения заплатит от 10 до 30 тыс. руб., а образовательное заведение от 50 до 100 тыс. руб.;
- если должностное лицо (педагог, руководитель) повторно совершит повторный проступок, предусмотренный ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, ему грозит максимально строгая мера – дисквалификация на период от 1 до 2 лет.
Таким образом, административные санкции могут быть назначены конкретному должностному лицу, допустившему нарушение закона, так и образовательному заведению. Дисквалификация может применять только к должностным лицам, так как она заключается в лишении права заниматься образовательной деятельностью или возглавлять соответствующие учреждения. В этом случае трудовой договор подлежит расторжению по дискредитирующим обстоятельствам, которые будут указаны в трудовой книжке.
Если в действиях преподавателя, руководителя или юридического лица выявлены нарушения сразу по обеим частям ст. 5.57 КоАП РФ, они будут рассматриваться в рамках одного процесса. Однако наказание будет назначено по части, предусматривающей наиболее высокий размер штрафа.
Для применения ч. 3 ст. 5.57 КоАП РФ необходимо подтвердить критерий повторности совершения проступка. Поэтому дисквалификация может применять только при совершении нарушения в течение года с момента исполнения наказания за предыдущий проступок. Учитывая, что за первый проступок назначается только штраф, признак повторности будет аннулирован только по истечении года после полного внесения средств в бюджет.
Оставить комментарий