Нарушение прав потребителей: ответственность по статьям УК и КоАП РФ
Главная » Предпринимательство » Виды ответственности за нарушение прав потребителей

Виды ответственности за нарушение прав потребителей

Отношения между производителем, продавцом и покупателем регулируют Гражданский кодекс и Закон № 2300-1. Согласно положениям этих нормативных актов потребитель должен обладать информацией о цене и качестве продукции или услуги, быть уверен в ее безопасности для жизни и здоровья. Ему должна быть предоставлена возможность замены некачественного товара или его бесплатного ремонта. Изготовитель и продавец обязаны обеспечить эти условия. За нарушение прав потребителя они несут административную, имущественную и уголовную ответственность.

Нарушение прав потребителей

На что имеет право потребитель

Основные права покупателей и обязанности продавцов и производителей перечислены в Законе № 2300-1. Для потребителей товаров и услуг данным нормативным актом предусмотрены следующие гарантии:

  1. Право на безопасность товара или услуги для имущества, здоровья и жизни в процессе его использования, хранения и утилизации. Изготовитель обязан обеспечить ее в течение срока службы или срока годности. Для этого следует установить правила безопасной эксплуатации, которые прилагают к документации, указывают на этикетке или доводят до сведения потребителя любым другим способом. Продавец так же обязан сообщить покупателю все сведения о товаре или услуге.
  2. Право на информацию о производителе и продукции. Если продавец не предоставляет необходимые сведения сразу же и полностью, это расценивается как уклонение от заключения договора. В случае сообщения неполной информации о продукции и выявления недостатков в процессе ее использования, покупатель имеет возможность отказаться от товара или услуги, вернув его, и требовать возмещения убытков.
  3. Право на устранение недостатков, возврат или обмен некачественного изделия. Предъявить эти требования покупатель может в течение гарантийного срока или срока годности. Доставить крупногабаритный товар для ремонта, замены или возврата продавец обязан за свой счет или возместить потребителю расходы на доставку.
  4. Право на обмен качественного изделия. Если продукция не подошла покупателю по размеру, расцветке, составу, форме, он имеет возможность обменять ее в течение 2 недель с момента приобретения. При отсутствии аналогичного товара можно требовать возврата денег. Перечень продукции, которую вернуть нельзя, приведен в Постановлении № 55 от 1998 года.
  5. Право на отказ от выполнения работы или оказания услуги. При этом потребитель обязан оплатить исполнителю понесенные расходы.
Важно!
Товар должен сохранить потребительские свойства, фабричные ярлыки, не быть в употреблении.

В случае несоблюдения изготовителем или продавцом норм Закона покупатель имеет возможность требовать возмещения материального вреда и компенсации морального ущерба.

Обязанности продавцов и производителей

Аналоговые весы
Читайте: Ответственность за введение в заблуждение покупателя

В Законе о защите прав потребителей установлены конкретные требования к юридическим лицам, которые изготавливают и производят товары, либо оказывают услуги гражданам. Согласно положениям Закона они обязаны обеспечить для потребителей следующие условия:

  1. Предоставлять качественный товар или услугу. Требования к качеству и безопасности продукции устанавливают нормативные документы, например, ГОСТы или технические регламенты на определенные группы изделий. Подтвердить соответствие этим критериям могут декларации или сертификаты соответствия, которые продавец обязан предъявить по требованию покупателя.
  2. Определить срок службы для товаров длительного использования, а также комплектующие детали для них. На некоторые виды продукции устанавливают срок годности, по окончании которого они становятся опасными для жизни и здоровья. Реализация такого товара запрещена.
  3. Обеспечить ремонт и техническое обслуживание в течение срока эксплуатации обязан производитель продукции. Изготовитель вправе установить на изделие гарантийный срок, в период которого он обязуется обменять некачественный товар, отремонтировать или вернуть покупателю деньги.
  4. Заменить некачественное изделие в течение недели, если нужна экспертиза —  в течение 3 недель, если нужной модели нет в наличии – в течение месяца с момента получения претензии от покупателя. В случае, когда для обмена товара длительного пользования необходимо больше 7 дней, продавец обязан по требованию покупателя предоставить на время другой экземпляр с транспортировкой за свой счет.
  5. Соблюдать сроки выполнения работ, установленные договором. В случае их нарушения потребитель вправе требовать уменьшения цены или совсем отказаться от договора.
Важно!
Установление гарантийного срока не является обязательным условием!

За несоблюдение Закона № 2300-1 виновных могут привлечь к административной и уголовной ответственности. Это могут быть организации, ИП и должностные лица, т.е. руководители.

Ответственность за нарушение прав потребителей

В соответствии со ст. 14.14 КоАП за реализацию продукции или оказание услуг ненадлежащего качества установлены штрафы:

  • до 20 тыс. рублей для предпринимателей;
  • до 10 тыс. рублей для должностного лица;
  • до 30 тыс. рублей для организации.

При повторном правонарушении размер взыскания увеличится:

  • до 15 тыс. рублей для должностного лица;
  • до 30 тыс. рублей для ИП;
  • до 30 тыс. рублей для юридического лица.

Вместо штрафа к должностному лицу могут применить наказание в виде дисквалификации на срок до 1 года. Для ИП и организаций в дополнение к штрафу возможна конфискация продукции, реализованной с нарушениями.

Имущественная ответственность для производителей и продавцов предусмотрена ст. 14 Закона о защите прав потребителей.

Если в результате использования некачественного товара или услуги причинен вред имуществу или здоровью покупателя, он имеет право на возмещение ущерба.

Уголовная ответственность установлена ст. 238 УК за изготовление и реализацию продукции, которая не отвечает требованиям безопасности. За данное преступление предусмотрены такие варианты наказаний как:

  • до 300 тыс. рублей штрафа;
  • до 360 часов общественно-полезных работ;
  • до 2 лет принудительных работ или лишения свободы.

Преступление, совершенное несколькими лицами, либо причинившее серьезный вред здоровью потребителя грозит виновным назначением:

  • штрафа до 500 тыс. рублей;
  • до 5 лет принудительных работ;
  • до 6 лет заключения вместе со штрафом до 500 тыс. рублей.

Согласно ст. 3 Закона № 2300-1 потребители имеют право на просвещение в сфере защиты их прав. Поэтому в настоящее время регулярно проводят информирование граждан в СМИ, издают специальную литературу, организуют «горячие линии» с участием представителей контролирующих органов.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о