Виды ответственности за нарушение прав потребителей
Отношения между производителем, продавцом и покупателем регулируют Гражданский кодекс и Закон № 2300-1. Согласно положениям этих нормативных актов потребитель должен обладать информацией о цене и качестве продукции или услуги, быть уверен в ее безопасности для жизни и здоровья. Ему должна быть предоставлена возможность замены некачественного товара или его бесплатного ремонта. Изготовитель и продавец обязаны обеспечить эти условия. За нарушение прав потребителя они несут административную, имущественную и уголовную ответственность.
На что имеет право потребитель
Основные права покупателей и обязанности продавцов и производителей перечислены в Законе № 2300-1. Для потребителей товаров и услуг данным нормативным актом предусмотрены следующие гарантии:
- Право на безопасность товара или услуги для имущества, здоровья и жизни в процессе его использования, хранения и утилизации. Изготовитель обязан обеспечить ее в течение срока службы или срока годности. Для этого следует установить правила безопасной эксплуатации, которые прилагают к документации, указывают на этикетке или доводят до сведения потребителя любым другим способом. Продавец так же обязан сообщить покупателю все сведения о товаре или услуге.
- Право на информацию о производителе и продукции. Если продавец не предоставляет необходимые сведения сразу же и полностью, это расценивается как уклонение от заключения договора. В случае сообщения неполной информации о продукции и выявления недостатков в процессе ее использования, покупатель имеет возможность отказаться от товара или услуги, вернув его, и требовать возмещения убытков.
- Право на устранение недостатков, возврат или обмен некачественного изделия. Предъявить эти требования покупатель может в течение гарантийного срока или срока годности. Доставить крупногабаритный товар для ремонта, замены или возврата продавец обязан за свой счет или возместить потребителю расходы на доставку.
- Право на обмен качественного изделия. Если продукция не подошла покупателю по размеру, расцветке, составу, форме, он имеет возможность обменять ее в течение 2 недель с момента приобретения. При отсутствии аналогичного товара можно требовать возврата денег. Перечень продукции, которую вернуть нельзя, приведен в Постановлении № 55 от 1998 года.
- Право на отказ от выполнения работы или оказания услуги. При этом потребитель обязан оплатить исполнителю понесенные расходы.
Товар должен сохранить потребительские свойства, фабричные ярлыки, не быть в употреблении.
В случае несоблюдения изготовителем или продавцом норм Закона покупатель имеет возможность требовать возмещения материального вреда и компенсации морального ущерба.
Обязанности продавцов и производителей

В Законе о защите прав потребителей установлены конкретные требования к юридическим лицам, которые изготавливают и производят товары, либо оказывают услуги гражданам. Согласно положениям Закона они обязаны обеспечить для потребителей следующие условия:
- Предоставлять качественный товар или услугу. Требования к качеству и безопасности продукции устанавливают нормативные документы, например, ГОСТы или технические регламенты на определенные группы изделий. Подтвердить соответствие этим критериям могут декларации или сертификаты соответствия, которые продавец обязан предъявить по требованию покупателя.
- Определить срок службы для товаров длительного использования, а также комплектующие детали для них. На некоторые виды продукции устанавливают срок годности, по окончании которого они становятся опасными для жизни и здоровья. Реализация такого товара запрещена.
- Обеспечить ремонт и техническое обслуживание в течение срока эксплуатации обязан производитель продукции. Изготовитель вправе установить на изделие гарантийный срок, в период которого он обязуется обменять некачественный товар, отремонтировать или вернуть покупателю деньги.
- Заменить некачественное изделие в течение недели, если нужна экспертиза – в течение 3 недель, если нужной модели нет в наличии – в течение месяца с момента получения претензии от покупателя. В случае, когда для обмена товара длительного пользования необходимо больше 7 дней, продавец обязан по требованию покупателя предоставить на время другой экземпляр с транспортировкой за свой счет.
- Соблюдать сроки выполнения работ, установленные договором. В случае их нарушения потребитель вправе требовать уменьшения цены или совсем отказаться от договора.
Установление гарантийного срока не является обязательным условием!
За несоблюдение Закона № 2300-1 виновных могут привлечь к административной и уголовной ответственности. Это могут быть организации, ИП и должностные лица, т.е. руководители.
Ответственность за нарушение прав потребителей
В соответствии со ст. 14.14 КоАП за реализацию продукции или оказание услуг ненадлежащего качества установлены штрафы:
- до 20 тыс. рублей для предпринимателей;
- до 10 тыс. рублей для должностного лица;
- до 30 тыс. рублей для организации.
При повторном правонарушении размер взыскания увеличится:
- до 15 тыс. рублей для должностного лица;
- до 30 тыс. рублей для ИП;
- до 30 тыс. рублей для юридического лица.
Вместо штрафа к должностному лицу могут применить наказание в виде дисквалификации на срок до 1 года. Для ИП и организаций в дополнение к штрафу возможна конфискация продукции, реализованной с нарушениями.
Имущественная ответственность для производителей и продавцов предусмотрена ст. 14 Закона о защите прав потребителей.
Уголовная ответственность установлена ст. 238 УК за изготовление и реализацию продукции, которая не отвечает требованиям безопасности. За данное преступление предусмотрены такие варианты наказаний как:
- до 300 тыс. рублей штрафа;
- до 360 часов общественно-полезных работ;
- до 2 лет принудительных работ или лишения свободы.
Преступление, совершенное несколькими лицами, либо причинившее серьезный вред здоровью потребителя грозит виновным назначением:
- штрафа до 500 тыс. рублей;
- до 5 лет принудительных работ;
- до 6 лет заключения вместе со штрафом до 500 тыс. рублей.
Согласно ст. 3 Закона № 2300-1 потребители имеют право на просвещение в сфере защиты их прав. Поэтому в настоящее время регулярно проводят информирование граждан в СМИ, издают специальную литературу, организуют «горячие линии» с участием представителей контролирующих органов.