Нарушение закона о конкуренции: ответственность по КоАП, ГК и УК
Главная » Предпринимательство » Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства: основания и виды

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства: основания и виды

Антимонопольное законодательство – новая сфера правовых отношений в истории России. Поэтому процесс его становления еще очень далек от завершения. Исходя из правовых основ, которые сложились на сегодняшний день, можно сделать вывод, что нарушение закона о конкуренции может привести не только к административной, но и к уголовной ответственности.

Честная конкуренция

Виды правонарушений

На 2019 год основным законодательным актом, который регулирует вопросы, связанные с защитой основ конкуренции, является ФЗ № 135, вступивший в силу в июле 2006 г.

Анализируя текст документа, можно выделить следующие группы правонарушений антимонопольного характера:

  • Нарушения запретных правовых норм. Примером может служить нарушение запрета, который предписывает хозяйствующим субъектам не пользоваться своим монопольным положением.
  • Отказ лица от исполнения своих обязанностей. Субъектами данных правонарушений становятся и просто физические лица, и федеральные структуры, и муниципальные органы.
  • Злоупотребления в области субъективного права. Самая спорная в данной связи категория правонарушений. Юристы до конца не определились действенна ли она в отношении антимонопольного закона. В определенной мере под нее подпадает ст.10.
  • Превышение должностных полномочий. Этот вид правонарушений касается в первую очередь действий ФАС, когда антимонопольная служба делегирует муниципальным структурам определенные полномочия, не имея на это прав.

Исходя из представленных групп правонарушений, в антимонопольном законодательстве оформились соответствующие виды юридической ответственности.

Субъекты и основания ответственности

Если рассматривать ФЗ, то можно отметить, что субъектный состав правонарушений в антимонопольной сфере очень обширен и неоднороден. Среди основных субъектов можно выделить следующие группы:

  • Федеральные и муниципальные органы власти.
  • Должностные лица, которые занимают посты в Федеральных и муниципальных властных структурах.
  • Государственные и внебюджетные фонды и отдельно должностные лица, занимающие в них определенные посты.
  • Юридические лица, в том числе и некоммерческие организации.
  • Физические лица.

Поводом для предъявления обвинений указанным лицам и последующих судебных разбирательств могут стать нарушения следующих обязанностей, установленных Законом:

  • Необходимость выполнять решения и предписания ФАС.
  • Обязанность предоставлять в антимонопольные органы запрашиваемую информацию, в том числе и ту, которая является коммерческой, служебной и пр. тайной, и должна охраняться по закону.

Если какое-либо лицо считает, что его права в антимонопольной сфере были нарушены, то оно имеет право составить и подать исковое заявление в суд. Учитывая, что дела касаются, чаще всего, юридических лиц и ИП, следует обращаться в Арбитражный суд. Исковые заявления такого плана могут содержать в себе требование о возмещении понесенных убытков (сюда же включают сумму упущенной выгоды); о восстановлении утраченных прав; о возмещении вреда, который был причинен имуществу истца.

Виды ответственности

Варианты ответственности за нарушения в сфере антимонопольного законодательства определены в ст.37 Закона. Он предусматривает возможность несения административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Следует отметить, что большая часть правонарушений, связанных с конкуренцией являются административными, а, следовательно, приводят к административным наказаниям. Такой их численный объем объясняется в первую очередь тем, что уголовная ответственность для юрлиц российским законодательством не предусмотрена.

Состав административных правонарушений и возможная ответственность по ним закреплены в статьях КоАП РФ. Главным основанием для привлечения к ответственности согласно Кодексу могут стать различные нарушения в сфере материального права, которые отображены в ФЗ № 135 и прочих актах, которые затрагивают антимонопольную тему. Он предусматривает два вида наказаний:

Административная ответственность федеральных органов власти и местного самоуправления

К административной ответственности согласно ст. 14.9 могут привлекаться должностные лица, занимающие посты в исполнительных органах власти на федеральном уровне и в территориальных органах местного самоуправления. А также служащие государственных и внебюджетных фондов и организаций, чья деятельность ориентирована на предоставление государственных услуг. Кроме того, административные правонарушения в сфере антимонопольного законодательства могут быть совершены группой организаций (т.е. юридических лиц).

Основанием для административной ответственности вышеперечисленных лиц могут быть следующие деяния:

  • Подписание актов, а также осуществление действий, которые влекут за собой ограничения в сфере конкуренции. Это может быть установление завышенных требований к товарам или к субъектам экономической деятельности или создание условий, в которых ощущается дискриминация какого-либо из хозяйствующих субъектов.
  • Установление преференций для отдельных хозяйствующих субъектов.
  • Передача любым органам власти полномочий, не предусмотренных законом, если это может привести к нарушению условий конкуренции.
  • Совмещение в одном лице функций, отведенных федеральным органам исполнительной власти и прочим властным структурам, в том числе муниципальным с функциями, которые предписаны хозяйствующим субъектам. А также наделение этих хозяйствующих субъектов полномочиями структур, отвечающих за госконтроль и надзор.
  • Противоправные действия при проведении торгов, если таковые приводят к снижению или устранению конкуренции. Это может быть необоснованный запрет на участие или нарушение условий для определения победителя. Штраф при проведении аукциона в зависимости от типа правонарушения составляет от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
  • Передача в аренду и в безвозмездное пользование объектов, принадлежащих государству без проведения конкурсного отбора.
  • Заключение договора с финансовой структурой на оказание профильных услуг без проведения конкурса.

За совершение указанных противоправных действий административного характера на виновных лиц полагается наложение штрафа. При повторном привлечении за подобные деяния сумма штрафа увеличивается. Кроме того лицо, признанное виновным, может быть подвергнуто дисквалификации на срок до 3 лет.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность в сфере антимонопольного законодательства предполагает необходимость компенсировать убытки. Но вынесение решений о подобных мерах не находятся в сфере компетенции антимонопольных органов. Для привлечения к ответственности пострадавшей стороне необходимо подать исковое заявление в суд.

Заявленный ущерб может быть причинен вследствие приобретения товаров, не соответствующих стандартам качества или по причине предоставления недостоверной информации о товаре или услуге. Материальный вред должен быть компенсирован поставщиком или изготовителем, а также лицом, предоставившем услугу. Т.е. в данной связи можно говорить о существовании субсидиарной ответственности.

Уголовная ответственность

Следует учитывать, что уголовная ответственность в России предусматривается только для физических лиц, но не для юридических. Основаниями для ее применения в сфере антимонопольного законодательства становятся следующие деяния:

  • Многократные злоупотребления служебными полномочиями, приведшие к нарушениям в сфере установления цен на товары (когда они поддерживаются или необоснованно высокие, или необоснованно низкие).
  • Ограничения, вводимые для хозяйствующих субъектов с целью перекрыть доступ на рынок.
  • Немотивированный отказ хозяйствующему субъекту в заключении договора.

В качестве мер наказания при таких правонарушениях предусматриваются следующие:

  • Лишение свободы на срок до 3 лет и параллельно запрет на возможность занимать определенные должности.
  • Принудительные работы на срок до 3 лет.
  • Высокий штраф (до 500 тыс. руб.).

Можно предположить, что антимонопольное законодательство будет претерпевать еще множество изменений. Поэтому всем лицам, задействованным в этой сфере, следует периодически отслеживать необходимые нововведения.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о