Ответственность за нарушение правил торговли.
Ежедневно миллионы людей совершают покупки на рынке или в магазине. Процесс это обыденный, пока не выходит за рамки закона. Постараемся рассмотреть детально, а что будет за нарушение правил торговли, установленных в нормативных актах. Кто и в какой мере понесет за это ответственность
Основные положения

Когда говорят о нарушении правил торговли, то в первую очередь подразумевают, что связаны они с Правилами продажи № 55 от 1998 г. Данный документ дает в первую очередь объяснения основным понятиям, которые используются при разборе факта правонарушения в сфере продаж.
Покупателем в данном случае именуется физическое лицо, которое приобретает товары для личного пользования. Если покупка совершается с целью использовать товар в предпринимательской деятельности, то при нарушениях этот процесс регулируется иными нормативными актами.
Продавцом же считается юридическое лицо или ИП, которые занимаются своей торговой деятельностью согласно договору розничной купли-продажи.
Правом осуществлять контроль над деятельностью продавца наделено обширное количество государственных структур. Они же имеют право инициировать возбуждение дел против нарушителей. К категории контролирующих органов относят Роспотребнадзор, Государственную противопожарную службу, федеральные органы исполнительной власти (например, полицию), ФНС, Службу по труду и занятости и пр. структуры.
Административные правонарушения
Чтобы продавец был привлечен к административной ответственности, необходимо наличие ряда обязательных факторов:
- Сам противоправный проступок существенный, но не настолько серьезный, чтобы виновное лицо привлекалось к уголовной ответственности;
- Обязательно наличие лица, которому можно предъявить обвинения в нарушении правил и контролирующего органа, который эти нарушения выявил.
При их наличии открывается административное производство, для которого характерны следующие черты:
- Дело о правонарушении рассматривается во внесудебном порядке (статья 194 ГК РФ);
- Само административное производство занимает небольшой промежуток времени и заканчивается наложением таких мер взыскания, как:
- Штрафные санкции;
- Предупреждение ответственному лицу;
- Выдворение за пределы РФ (для иностранных граждан);
- Приостановление деятельности;
- Дисквалификация;
- Принудительные общественные работы;
- Конфискация орудия, коим осуществлялось правонарушение.
Если сравнивать уголовные преступления и административные правонарушения, то последние причиняют намного менее существенный материальный вред (или не причиняют его вовсе).
Сроки
Административный проступок должен повлечь наказание не позднее 2 месяцев после его совершения. Если речь идет о деянии, которое укладывается в длительные временные рамки, то здесь взыскание допустимо осуществлять в течение 2 месяцев с момента установления факта совершения административного нарушения.
Виды административных правонарушений в торговле
Если контролирующий орган выявит противоправное деяние в сфере торговли, подпадающее под категорию административного, то за этим последует наложение мер взыскания. Рассмотрим самые распространенные виды правонарушений.
Вид правонарушения |
Мера наказания |
Продажа продукции, которая не отвечает требованиям установленных стандартов качества (это относится и к предоставлению услуг). | Штрафные санкции. В данном случае ИП должен будет заплатить от 10 до 15 МРОТ, а организация – от 200 до 300 МПРОТ. |
Продавец оказывает услуги с нарушением санитарных норм и/или не имея сертификата на товары (услуги). | Для граждан штраф составит от 20 до 25 МРОТ, плюс у него может быть конфискован товар. ИП придется заплатить штраф в размере от 40 до 50 МРОТ, а организации от 400 до 500 МРОТ, и у них также может быть конфискован товар. Также для ИП и юрлиц предусмотрена возможность приостановки деятельности на срок до 3 месяцев. |
Продажа товара, по которому продавец не предоставляет всю положенную по закону информацию (сведения об изготовителе и пр.) либо отсутствие ККМ (в случаях, если ее необходимость установлена законом). | Для ИП – наложение штрафных санкций в размере от 15 до 20 МРОТ, а для организаций – от 300 до 400 МРОТ. |
Обман потребителей относительно качества продаваемого товара, а также обвешивание, обсчет и т.п. | В качестве наказания предусмотрен штраф для ИП в размере от 10 до 20 МРОТ, а для юрлиц – от 100 до 200 МРОТ. |
Непредоставление покупателю обязательной информации о товаре, его производителе и о самом продавце (например, о режиме его работы). | В данном случае штрафы предусмотрены для организаций от 50 до 100 МРОТ, а также для должностных лиц – от 5 до 10 МРОТ. |
Заключение договора, условия которого ущемляют законные права покупателя. | Юрилица должны будут внести штраф от 100 до 200 МРОТ. |
Сокрытие от потребителя возможности воспользоваться законными льготами при покупке товара или получении услуги. | На организацию налагается штраф в размере от 50 до 100 МРОТ, а на должностное ответственное лицо – от 5 до 10 МРОТ. |
Нарушения правил продаж, которые закон устанавливает для отдельных групп товаров. | В такой ситуации ИП должны будут уплатить от 3 до 15 МРОТ, а юрлица – от 100 до 300 МРОТ. |
Уголовная ответственность
При нарушениях в сфере торговли возможно наступление и уголовной ответственности. По сравнению с административными противоправными действиями процент их низок, но они встречаются. В УК РФ предусмотрено несколько статей, которые регламентируют данные вопросы:
- Ст. 182 предполагает наказание за подачу заведомо ложной рекламы товара и услуг. Минимум виновное лицо отделается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ, максимум – будет подвергнуто аресту на срок до полугода или лишению свободы на срок до 2 лет.
- Ст. 236 указывает, что пренебрежение санитарно-эпидемиологическими нормами, следствием которых стало массовое отравление продукцией, приведет к штрафу до 80 тыс. руб. Также возможны исправительные работы и ограничение свободы на срок до года. При условии, что подобное нарушение привело к летальному исходу одного человека, то максимальной мерой наказания может стать лишение свободы или принудительные работы на срок до 5 лет.
- Ст. 238 регламентирует, что продажа товара, а также его хранение и предоставление услуг, которые заведомо не соответствуют законным требованиям безопасности жизни и здоровья людей будут наказаны штрафом в размере до 300 тыс. руб. или же принудительными работами и лишением свободы на срок до 2 лет.
Наказание существенно ужесточается, если речь идет о продукции, предназначенной для детей до 6 лет, либо ее сбыт привел к летальному исходу. В таких ситуациях штраф может возрасти до 500 тыс. руб., а свободы гражданин лишится на срок до 6 лет.
Т.е. получается, что введение уголовного наказания предусматривается, если правонарушение повлекло за собой крупные материальные убытки или смерть человека.
Торговля алкоголем

Наказания, предусмотренные за нарушения в сфере сбыта алкогольной продукции, стоит вынести отдельной темой. Все потому, что кроме КоАП и УК РФ они могут подпадать и под действие НК РФ. Плюс сами судьи иногда не сходятся во мнении, как квалифицировать противоправные действия в этой сфере.
В июле текущего 2018 г. Госдума одобрила и приняла закон, который существенно ужесточает меры наказания за продажу алкоголя без лицензии. Теперь административная ответственность будет следующей:
- На организацию будет наложен штраф в размере 1/5 всего объема годовой выручки за предшествующий отчетный период (но не менее 3 млн. руб.), также деятельность ее может быть приостановлена на срок до 3 месяцев.
- Для ИП размер штрафа будет равен от 100 до 200 тыс. руб. плюс допустимо изъятие алкогольной продукции.
- Физическое лицо будет наказываться штрафными санкциями в размере от 30 до 50 тыс. руб. также с конфискацией.
Если акцизные марки отсутствуют или являются поддельными, то меры воздействия будут такими:
- Физические лица заплатят штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб., и алкогольная продукция будет подвергнута конфискации.
- Штраф для организаций равен от 200 до 300 тыс. руб. плюс конфискация.
Куда жаловаться покупателям

У любого потребителя есть 2 основных пути для попытки разрешения проблемной ситуации с продавцом. Если покупатель усмотрел в действиях сотрудников магазина факты нарушения правил торговли, то первым делом он может составить жалобу в Книге жалоб и предложений, которую обязаны предъявлять по первому требованию.
Если ситуация не разрешилась в течение 5 дней, то жалобу нужно подать в контролирующие органы. Это может быть Роспотребнадзор, Торговая инспекция, Полиция, Комитет по защите прав потребителей. Кстати, документ желательно составить не в одном экземпляре и подать ее сразу в несколько инстанций. А отправить его в Роспотребнадзор сейчас можно даже онлайн.
При подаче жалобы и для проведения контролирующих мероприятий необходимо доскональное изучение правовых норм. Например, правила торговли продовольственными товарами и непродовольственными товарами могут существенно различаться. И это следует учитывать.