Главная » Предпринимательство » Что такое недобросовестная конкуренция: виды, формы и как защититься?

Что такое недобросовестная конкуренция: виды, формы и как защититься?

Рынок по-настоящему выгодный потребителю, может существовать только в условиях справедливой конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами. Именно она дает толчок к развитию новых технологий, расширению ассортимента и лояльной ценовой политике. Однако, такое явление, как недобросовестная конкуренция сводит на нет многие достижения в экономической сфере. Разберемся более детально, что она из себя представляет и какими способами осуществляется.

Основные понятия

Развитие товарно-денежных отношений повлекло за собой и развитие конкуренции. Этим термином принято обозначать борьбу за клиентов, а значит и за получение максимальной прибыли между хозяйствующими субъектами.

В идеале конкуренция должна осуществляться в рамках равноправия между участниками рынка. Это значит, что у всех из них есть свободный доступ к информационным ресурсам, и каждое предприятие развивается независимо друг от друга, не влияя на деятельность конкурента и ее результаты.
Промышленный шпионаж и разведка
Читайте также: «Промышленный шпионаж: что это по статье 183 УК РФ»

Но такое положение, увы, пока можно считать утопичным. По крайней мере, в условиях современной российской экономики и правовой базы. Все чаще приходится сталкиваться с конкуренцией недобросовестной, основная суть которой в том, что проявления ее нарушают установленные законодательные нормы. Это может приводить к нарушению прав, как отдельно взятых граждан, так и интересов целых компаний.

Наиболее ярким свидетельством несовершенной конкуренции можно считать монополию. Собственно, монополизация рынка означает отсутствие конкуренции как таковой, ибо последняя предполагает наличия у потребителей права выбора. Монополия же его исключает.

Еще одним ярким проявлением будет олигополия. Это состояние, когда на рынке присутствует ни один продавец, а несколько крупных компаний, которые закрывают доступ в отрасль иным хозяйствующим субъектам.

Чтобы понять, в чем выражается недобросовестная конкуренция, нужно в первую очередь проанализировать  ФЗ № 135 от 26.07.2006 г. Согласно документу к данному явлению будут относиться следующие факторы:

  • Введение в заблуждение клиентов. Этот пункт касается способов подачи информации. Когда покупателю либо не предоставляют полный объем сведений о покупаемом товаре, либо предоставляют его в урезанном виде или таким образом, что потребителю приходится самостоятельно домысливать получаемые сведения. Ну, и конечно, сюда же относится ложная информация о приобретаемом товаре или получаемой услуге.
  • Недобросовестная реклама. Она тоже, по сути, касается способов подачи информации. Здесь особенно популярным будет явление, при котором происходит сравнение продаваемого товара. И, конечно, не в пользу конкурента. И хотя законодательно в РФ такое деяние запрещено, однако, на практике продолжает встречаться.
  • Продажа товаров или реализация услуг под маркой конкурирующей фирмы. В рамках такого деяния, как правило, создается товар худшего качества, чем у конкурентов, но с их опознавательными знаками и выставляется для продажи на рынок. Покупатели, приобретая такой продукт, формируют неверное представление о фирме, которую таким образом дискредитируют. Соответственно количество клиентов у конкурента идет на убыль.
  • Формирование препятствий, которые мешают клиентам обратиться к конкурирующей фирме. Чаще всего выражается в непредоставлении информации. Типичным примером может быть такая ситуация, когда на вопрос о наличии в городе еще одной организации, которая осуществляет такие же услуги, продавцы отвечают отрицательно, хотя точно знают, что таковые имеются.
  • Разглашение запретной информации о конкурирующей фирме, вплоть до выкупа сведений, которые относятся к коммерческой тайне и вынос их на обзор широкого круга лиц.
  • Создание образов смешения.И конечно, столь привычное уже российским гражданам, это – взяточничество. Когда за определенную сумму, врученную ответственному государственному лицу конкурента «законным» способом убирают с рынка. Не секрет, что контролирующие органы при желании всегда могут найти недочеты в работе, которые дают основание для приостановки деятельности фирмы. А после 3-месячного перерыва вернуться на рынок в прежнем объеме бывает очень проблематично, т.к. основные клиенты уходят за этот срок к конкурентам.
  • Создание образов смешения. Такая тактика – одна из наиболее часто встречаемых. Она предполагает, что конкурирующая фирма выбирает самый популярный продукт на рынке и создает подобный, смешивая их образы.

Как происходит на практике

Чтобы реализовать вышеозначенные и прочие моменты, характеризующие недобросовестную конкуренцию, разрабатываются настоящие методы. Их реализация зависит о цели, которую преследует конкурирующая фирма, от масштабов организаций и материальных возможностей. Рассмотрим наиболее распространенные способы устранения конкурентов с рынка:

  • Снижение цены на предоставляемый товар или услугу (демпинг). Давно известный способ. Используется, чаще всего, если в сегменте имеются две конкурирующие фирмы. Он предполагает, что какая-то компания начинает снижать цену на свой товар, конкуренты же не могут себе этого позволить, а значит, оставляют цены на прежнем уровне. Как следствие клиенты уходят туда, где более дешево. Перед применением такого метода, конечно, стараются максимально собрать сведения об активах компании – конкурента, чтобы быть точно уверенным, что у нее нет возможностей также снизить стоимость и продержать ее на должном уровне необходимый период времени. Известен такой случай, произошедший в Америке в 30х годах ХХ века. На реке две независимые компании решили организовать переправу на паромах. Чтобы переманить к себе пассажиров, одна из организаций снизила цены на билеты. Вторая последовала ее примеру. Так несколько раз, пока одна из компаний и вовсе не сделала перевозку бесплатной. Вторая же на это ответила тем, что не просто прекратила брать деньги за билеты, но и стала выдавать каждому из пассажиров обычную булку. Все клиенты переметнулись к ней. В итоге конкуренты разорились, и победившая компания стала диктовать дальше свои цены за перевозку.
  • Распространение ложных слухов. Если в жизни простого человека сплетни и наговоры могут привести к его гибели, то в коммерческой сфере таковые могут закончиться крахом компании. Для этого достаточно запустить «утку» в СМИ. Наверняка, потом будет подан иск, опубликовано опровержение, но часть клиентов окажется потерянной.
  • Применение физического и психологического насилия. Да, конечно, сейчас не 90-ые годы прошлого века, но методы давления и запугивания используются и поныне. Таким образом, конкурента заставляют отказаться от ведения собственного бизнеса. По статистике чаще применяется в глубинке, где круговая порука и личностное взаимодействие с силовыми структурами более тесное.
  • Внедрение своего агента в конкурирующую компанию. Такой метод, чаще всего, используется, если фирмы занимаются разработкой новых технологий, компьютерных программ и т.п. Главная задача такого внедренного человека – передача информации по ведущимся разработкам. Именно поэтому у подобных компаний система службы безопасности как можно более тщательно проверяет всех поступающих на работу. Но таким же способом могут передаваться не только ноу-хау, но и все планы фирмы. Например, касающиеся скупки или продажи акций, расширение региона охвата и пр.
  • Сговор нескольких участников рынка. Сложней всего противостоять нападкам, если для их осуществления объединяются сразу несколько структур, чтобы вытеснить наиболее перспективного участника рынка. В таком случае каждый из них может использовать свой метод недобросовестной конкуренции.

Сможет или нет компания противостоять нападкам зависит от многих факторов. В первую очередь, как быстро ее владельцы сумеют распознать опасность.

Правовая защита

Основным государственным органом, который призван в России бороться с незаконной конкуренцией, является ФАС (Антимонопольная служба). Ее отделения находятся по всей территории страны. При обнаружении признаков, указывающих на недобросовестную конкуренцию необходимо обратиться в службу с заявлением. Сделать это можно и при непосредственном визите, и через интернет на ее официальном сайте или с помощью портала Госуслуг.

Кроме того в ряде случаев следует обращаться в отделения МВД РФ, особенно если дело касается насильственных действий.

Законодательная база

Честная конкуренция
Читайте: Нарушение закона о конкуренции

Основным законом, в котором закреплено право на осуществление предпринимательской деятельности и недопустимость монополизации и недобросовестной конкуренции в стране, является Конституция РФ (ст. 34).

Главные положения, которые дают определение недобросовестной конкуренции, ее основные характеристики и способы проявления, зафиксированы в ФЗ № 135.

Меры ответственности и способы наказания за претворение в жизнь каких-либо методов недобросовестной конкуренции описаны в Административном и Уголовном Кодексе.

Также ряд вопросов, связанных с упомянутой темой, находят свое отражение в Законе о защите прав потребителей.

КоАП РФ

Правонарушения, связанные с незаконной конкуренцией разбираются в ст. 14.33 КоАП РФ. Согласно документу административная ответственность предусматривается для физических лиц и для организаций только при условии, что в их деяниях не будет обнаружен состав уголовного преступления.

Так, за недобросовестную конкуренцию должностному лицу придется ответить выплатой штрафа в размере от 12 до 20 тыс. руб. Для юридических лиц штрафные санкции будут равны сумме от 100 до 500 тыс. руб.

Если в ходе расследования будет установлено, что правонарушители использовали незаконно результаты интеллектуальной деятельности, чтобы ввести товар на рынок, то для них предусмотрены следующие меры наказания:

  • Должностные лица будут обязаны внести штраф в размере 20 тыс. руб. или подвергнуты дисквалификации на срок, не превышающий 3 года.
  • Организациям же придется заплатить штраф в размере от 1/100 до 1/15 той выручки, что была получена за незаконную реализацию товара (но не менее 100 тыс. руб.).

УК РФ

Необходимо учитывать, что уголовное преследование в РФ возможно только в отношении физического лица, но не всей организации.

Если следствие сумеет установить, что незаконная конкуренция осуществлялась с помощью заключения между конкурентами соглашения, которое позволяло диктовать свои цены на рынке и повлекло за собой получение дохода в крупном размере, то это приведет к следующим мерам наказания (ст. 178):

  • Виновное лицо будет оштрафовано на сумму от 300 до 500 тыс. руб. – это минимум.
  • Максимальным же наказанием станет лишение свободы на срок до 3 лет.

Если для совершения данного противоправного действия лицо воспользовалось своими служебными полномочиями или же в ходе такого деяния было повреждено имущество или нанесен урон в особо крупном размере, то судебным решением будут вынесены следующие меры наказания:

  • Виновное лицо будет привлечено к принудительным работам на срок до 5 лет или оно будет лишено законного права заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет.
  • Максимум виновного могут лишить свободы на срок до 6 лет и при этом взыскать с него штраф в размере 1 млн. руб.

Если правонарушение сопровождалось физическим насилием или угрозами по его применению, то минимум виновное лицо будет привлечено к принудительным работам на срок до 5 лет, а максимум лишено свободы на срок до 7 лет.

Крупный ущерб в данном случае – это сумма, превышающая 10 млн. руб., а особо крупный – превышающая 30 млн. руб. Крупным же доходом признается сумма, превышающая 50 млн. руб., а особо крупным – 250 млн. руб.
Лицо будет освобождено от уголовной ответственности по данной статье, если оно явится с повинной в следственные органы и окажет содействие в раскрытии преступления.

Делая вывод, можно сказать, что ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции в России отлажены не на должном уровне. Необходимы как законодательные нововведения, так и изменения в исполнительном производстве. Чтобы раскрыть преступления, связанные с недобросовестной конкуренцией среди сотрудников МВД попросту не хватает специалистов такого уровня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *