Некачественный ремонт автомобиля: что делать?
С 2016 года у автовладельцев есть возможность выбрать ремонт транспортного средства вместо получения страхового возмещения. Для этого достаточно предоставить страховщику документы и направиться на авторизованный автосервис. Если им был выполнен некачественный ремонт автомобиля, ответственность несет страховая компания (ст. 17 ФЗ «Об ОСАГО»). Добиться справедливости можно двумя способами – в претензионном порядке или через суд.
В чем заключается некачественный ремонт

К первым относится деформация кузова, разбитые фары, царапины на лакокрасочном покрытии, трещины в пластиковых элементах и пр. Скрытыми считаются дефекты, которые не видно под поврежденными деталями, и обнаружить их можно только при проведении экспертизы. До этого момента автовладелец не должен трогать транспортное средство.
После проведения экспертизы у собственника есть два варианта – потребовать страховое возмещение по ОСАГО или согласиться на ремонт в автосервисе, с которым у страховщика заключен договор. Несколько лет назад везде были слухи о том, что автовладельцы смогут прибегнуть только к ремонту, а деньги получать не будут. На самом деле не так, и у застрахованного лица всегда есть право выбора.
Почему страховым компаниям выгоден некачественный ремонт?
Ответ на этот вопрос прост: между компанией и ремонтной станцией оформляется договор, согласно которому страховщик направляет на СТО своих клиентов после ДТП. Автосервис осуществляет ремонт только в пределах перечисленной СК суммы, которая зачастую заметно занижена.
Пример случая из судебной практики:
Гражданин попал в ДТП. Он обратился в страховую компанию виновника, и та предложила ему выполнение ремонта. Фактическая сумма ущерба составила 30 000 руб., повреждены капот, фары и правая стойка на иностранном автомобиле. Пострадавший согласился на ремонт, но не учел, что он будет также произведен в пределах 30 000 руб., чего мало даже для покупки качественных кузовных запчастей.
Забрав транспортное средство из СТО, собственник заметил, что ЛКП покрылось трещинами, а фары замутнены, что свидетельствует об установке приборов освещения б/у, а их состояние хуже, чем было у установленных до аварии.
Автовладелец обратился к страховщику с письменной претензией об устранении недостатков, но она была проигнорирована. До этого проводилась независимая экспертиза повторно. Через 10 дней гражданин подал исковое заявление в суд, к нему прилагались результаты экспертизы, указывающие, что ремонт был выполнен некачественно.
После рассмотрения материалов дела при участии обеих сторон суд принял решение удовлетворить иск и обязал страховщика выплатить денежные средства.
Что делать, если ремонт выполнен некачественно

Обнаружив недостатки в ремонте, автовладелец может попытаться договориться с автосервисом самостоятельно об их устранении – многие мастера не игнорируют данное требование. Если добиться желаемого не удалось, нужно действовать следующим образом:
- Провести повторную экспертизу.
- Направить страховой компании письменную претензию, приложив к ней результаты второй экспертизы.
- Подождать 10 дней.
- Если ответа не последовало или СК отклонила претензию – обратиться в суд на основании ст. 29 Закона «О защите прав потребителей», где говорится, что при неисполнении другой стороной условий договора клиент вправе отказаться от этого либо потребовать денежное возмещение в полном размере.
- Дождаться решения суда. Вместе с исковым заявлением подаются результаты обеих экспертиз и копии документов, представленных ранее в СК.
Порядок действий не зависит от того, по какому договору производится оспаривание ремонта – по КАСКО или по ОСАГО.
Срок устранения недостатков для страховщика зависит от условий договора, который подписывается между клиентом и автосервисом перед проведением первого ремонта.
При подаче претензии важно учитывать следующие нюансы:
- Она подается в двух экземплярах. Один остается у страховщика, а на втором ставится отметка о принятии.
- Если страховая компания отказывается регистрировать претензию, можно отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении. Датой принятия будет считаться не день отправки, а день получения СК.
- Полученное уведомление необходимо сохранить – оно может понадобиться в суде, если страховая откажет в удовлетворении требований или не ответит на претензию.
При обнаружении некачественного ремонта автомобиля после ДТП владелец может потребовать возмещение или устранение недостатков. Делается это путем подачи претензии или в судебном порядке. Срок рассмотрения дел в суде составляет 2 месяца, после чего судьей оформляется соответствующее решение с полным или частичным удовлетворением требований истца. Если они будут признаны неправомерными, в удовлетворении иска откажут.