Главная » Предпринимательство » Ответственность за введение в заблуждение покупателя

Ответственность за введение в заблуждение покупателя

Торговые отношения знают немало случаев, когда с целью получения выгоды сотрудники магазинов, складов, супермаркетов, прочих организаций, реализующих не только товар, но и услуги, предоставляют потребителю недостоверные сведения с целью получения выгоды. Обман потребителя, который заключается во введении его в заблуждение, осуществляется с корыстной целью. В результате этого клиент приобретает товар ненадлежащего качества, не в том объеме или размере, получает услугу, которая не соответствует информации, заявленной о ней. Такие последствия грозят виновным привлечением к ответственности и несением наказания в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Способы обмана, к которым прибегают продавцы

Торговля на улице
Читайте: Штраф за незаконную торговлю в неположенном месте

Выделяют следующие способы обмана, к которым прибегают сотрудники организаций или лица, представляющие физическое или юридическое лицо:

  • Обман посредством предоставления неверной информации о количестве приобретенного товара. Чаще всего такие ситуации происходят путем обмера или обвеса покупателей, когда фактическое количество продукции меньше, чем заявляет продавец. Таким образом клиент переплачивает за товар. При обнаружении факта обмана привлечь реализатора к ответственности можно при условии наличия чека или свидетелей, которые могут подтвердить, что был озвучен определенный вес, объем длина и т.д., что не являлись действительными;
  • Обсчет. Такой способ обмана чаще применяется, когда покупатель берет несколько наименований товара и продавец, рассчитывая общую стоимость покупки, намеренно указывает сумму большую, чем на самом деле должен оплатить покупатель. Подобный метод введения в заблуждение не свойственен крупным торговым точкам, где сумма покупки отображается в чеке. С другой стороны, продавец может обмануть потребителя, если неверно рассчитает или выдаст сумму сдачи. В такой ситуации обман легче раскрыть непосредственно после проведения расчетов – необходимо сверить данные по кассе (общую сумму средств, что должна находиться в ней) с той суммой денег, которая есть в наличии. При выявлении расхождений, если наличности больше, чем должно быть, фиксируется факт обмана потребителя. Как правило, средства сразу же возвращаются покупателю, и жалобы очень редко оформляются в таком случае;
  • Обман потребителя путём неточной или искажённой информации о товаре. Продавец может озвучивать несвойственные ему функции, определенные характеристики, которые необходимы потребителю, но на практике отсутствуют. Такой обман приводит к приобретению товара, который не будет полезен покупателю, кроме того, в результате непосредственного использования приобретенного клиент может нанести вред своему здоровью или получить травму;
  • Введение потребителя в заблуждение относительно качества товара. Чаще всего таким способом реализуется продукция с истекшим сроком годности или испорченными характеристиками. Фактически осуществляется реализация товара, который согласно существующим нормам и правилам подлежит списанию.

Характерная ситуация обмана потребителя

Незаконная торговля алкоголем из-под прилавка
Читайте также: В какие инстанции жаловаться на незаконную торговлю алкоголем?

Одной из отраслей, в которой отмечается достаточное количество зафиксированных случаев обмана и обращений от потребителей, это введение клиентов в заблуждение в сфере качества дизтоплива.

Вместо качественного ДТ, как заявлено продавцом, клиент может по факту получить печное топливо или судовое, что по своим характеристикам является менее вязким, чем для транспортных средств. Также обман может состоять в том, что вместо того ДТ, которое подлежит использованию в зимнее время, и что имеет более высокую стоимость, реализуют летнее, которое при понижении температур замерзает.

Не менее редко применяется еще один метод обмана, когда под видом одного топлива реализуется другое, разбавленное дополнительными веществами. Для того, чтобы выявить факт введения в заблуждение, необходимо запросить у продавца паспорт на ту партию товара, из которой приобреталось топливо, и дать на анализ то, что было куплено.

В случае, если клиент попадает в такую ситуацию, необходимо понимать, что законодательно он имеет право не только потребовать возврата средств за некачественный товар, но еще и за тот вред, который был причинен транспортному средству.

Действия потребителя при обмане его продавцом

При обнаружении факта обмана, потребитель в первую очередь должен соблюсти обязательный порядок действий – в первую очередь необходимо попытаться решить конфликт в досудебном порядке. Для этого следует обратиться в ту торговую точку, где непосредственно зафиксирован факт обмана (обвеса и т.д.). Лучшим вариантом, который значительно упростит решение вопроса, будет оформление письменного обращения, где потребуется отразить просьбу вернуть деньги, обменять товар на качественный или возместить понесенный ущерб. Документ должен содержать следующую информацию:

  • Реквизиты продавца;
  • Информацию относительно покупки – дата приобретения, время осуществления, характерное описание самого товара;
  • Основания для требования возврата с отражением факторов несоответствия продукции заявленному качеству, количеству и т.д.;
  • Законодательные нормы, на которые опирается потребитель, выдвигая свои требования;
  • Перечень документов или их копий, которые будут прикладываться к оформленному заявлению;
  • Дата заполнения или подпись.

Заявление должно составляться в двух экземплярах – один передается администрации точки, а второй остается у потребителя.

В ситуации, если администрация отказала лицу в решении проблемы, или просьба полностью не удовлетворена, уже впоследствии клиент имеет законное право направить жалобу в Роспотребнадзор или прокуратуру.

При этом необходимо учитывать, что решение о принуждении к выплате компенсации может быть принято исключительно судом – остальные органы уполномочены на рассмотрение жалоб и передачу материалов при необходимости далее в соответствующие инстанции.

Несение ответственности

Административный штраф
Что такое административный штраф?

Защита прав потребителей осуществляется с учетом норм, прописанных в статье 14.7 КоАП. В случае, если обман будет заключаться в обмере, обвесе или неправильном расчете, мера ответственности будет следующей:

  • Для граждан штраф в размере от 3000 до 5000 рублей;
  • Для должностных лиц штраф величиной от 10000 до 30000 рублей;
  • Организации и другие юридические лица должны будут выплатить от 20000 до 50000 рублей.

Если обман будет заключаться в том, что были предоставлены ложные сведения о качестве товара, сроках годности, размере, выполняемых функциях, мера ответственности будет выражаться в необходимости выплатить штраф в размере:

  • Для рядовых граждан величиной от 3000 до 5000 рублей;
  • Для должностных лиц величиной от 12000 до 20000 рублей;
  • Для юридических лиц размер будет составлять от 100000 до 500000 рублей.

Обман покупателя является незаконным действием, к которому прибегают продавцы, с целью продажи товара и получения выгоды. При поступлении жалоб со стороны клиентов виновные лица привлекаются к ответственности и им вменяется мера наказания в соответствии с регулирующей статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *