Злоупотребление доминирующим положением: на товарном рынке с точки зрения закона о защите конкуренции.
Главная » Предпринимательство » Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.

Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.

Закон о защите конкуренции № 135-ФЗ предусматривает ограничение монополистических действий предприятий и организаций. Хозяйствующий субъект, который занимает на рынке каких-либо товаров или услуг доминирующее положение, не должен им злоупотреблять. Использование этой преимущественной позиции приводит к тому, что другие организации и предприятия не могут с ним конкурировать. За злоупотребление доминирующим положением виновного субъекта могут привлечь к ответственности и взыскать значительный штраф.

Доминирование

Согласно ст. 5 Закона 135-ФЗ доминирующей считается такая позиция хозяйствующего субъекта, когда он имеет возможность влиять на условия обращения товаров и этим затруднять деятельность других участников рыночных отношений.

Устанавливают доминирование на основании размера доли, которую субъект занимает на рынке определенного товара или услуги. Если она составляет меньше 35%, положение не признают доминирующим. Однако для предприятий электроэнергетики и связи сделаны исключения. Для них доля на рынке для признания положения доминирующим должна составлять 20 и 25% соответственно.

Виды нарушений

Недобросовестная конкуренция
Что такое недобросовестная конкуренция: виды, формы и как защититься?

К злоупотреблениям могут привести как действие, так и бездействие хозяйствующего субъекта. В результате нарушений ограничивается или полностью устраняется конкуренция, ущемляются интересы других участников рынка и потребителей. В ст. 10 Закона № 135-ФЗ обозначен перечень ситуаций, когда субъект злоупотребляет доминирующим положением:

  1. Устанавливает монопольно высокую или низкую цену на товар или услугу. Для определения монопольности цены используют 2 метода: сопоставимых рынков и затратный. В первом случае исследуют область распространения аналогичных товаров или услуг, и сравнивают их стоимость. Если средняя цена на рынке намного больше либо меньше установленной доминирующим субъектом, то налицо признаки ее монопольности. При обращении к затратному способу оценивают расходы на производство продукции, полученную прибыль и их долю в себестоимости продукции или услуги.
  2.  Изымает товар из обращения, в результате чего создается дефицит, и цена на него повышается. Либо необоснованно прекращает или сокращает производство продукции.
  3. Создает дискриминационные условия для остальных участников на рынке. К ним относятся такие требования, которые ставят одних производителей в неравное положение по отношению к другим в вопросах производства, реализации и потребления товара.
  4. Ограничивает доступ на рынок для определенных продавцов или покупателей товаров и услуг, тем самым создавая препятствия нормальной конкуренции.
  5. Навязывает контрагентам заведомо невыгодные условия договора, без причины уклоняется или отказывается заключать договор.
  6. Нарушает порядок ценообразования, который установлен нормативными актами.

Положения Закона о защите конкуренции не относятся к субъектам естественных монополий.

Ответственность за злоупотребление

За нарушение хозяйствующим субъектом антимонопольного Закона предусмотрена административная ответственность. Ст. 14. 31 КоАП устанавливает наказание за следующие виды противоправных действий:

  • При злоупотреблении доминирующей позицией, которое приводит к ущемлению интересов других лиц, но при этом не ограничивает или не устраняет конкуренцию, штраф составляет до 20 тыс. рублей с должностного лица, до 1 млн. рублей с организации.
  • Если допущенное нарушение устраняет или ограничивает конкуренцию между участниками рынка, с должностного лица могут взыскать штраф до 50 тыс. рублей либо дисквалифицировать на срок до 3 лет. Для юридического лица размер выплаты составит от 1/100 до 15/100 суммы от реализации товара, в результате продажи которого совершено правонарушение.
Кроме того, за действия, ограничивающие или устраняющие конкуренцию, установлена уголовная ответственность. Ст. 178 УК определяет наказание за умышленный сговор между хозяйствующими субъектами, который причинил крупный ущерб гражданам, юридическим лицам или государству.

За совершение данного преступления виновному назначают:

  • штраф до 500 тыс. рублей;
  • до 3 лет принудительных работ либо лишения свободы. К этому наказанию могут добавить запрет занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью на срок до 1 года.
Брэндинг
Читайте: Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака

Крупным ущербом в данном случае следует считать сумму свыше 10 млн., особо крупным – более 100 млн. рублей.

В случае, когда преступление совершено с использованием служебного положения или  привело к повреждению либо уничтожению чужого имущества, или причинило особо крупный ущерб, виновным грозит согласно ч. 2 ст. 178:

  • до 5 лет принудительных работ;
  • либо до 6 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн. рублей и одновременным запретом занимать руководящие должности на срок до 3 лет.

Если соучастник сообщит о преступлении добровольно, будет помогать в его раскрытии и возместит ущерб и причиненный вред, то от уголовной ответственности его освободят.

Следит за соблюдением Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба и ее региональные подразделения. Она наделена полномочиями привлекать виновных к административной ответственности и контролировать устранение нарушений.

Если потерпевший понес убытки или ему причинен вред, то спор между хозяйствующими субъектами рассматривает арбитражный суд. В случае необходимости применения к должностному лицу дисквалификации, дело передают на рассмотрение в суд общей юрисдикции.

Главной задачей антимонопольного законодательства РФ является поддержка добросовестной конкуренции. Любые действия, препятствующие свободным отношениям между участниками рыночных отношений, негативно сказываются на обращении товаров и услуг. Поэтому государство ограничивает и строго пресекает попытки хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, злоупотреблять своим преимуществом и создавать условия для того, чтобы ограничить или устранить конкуренцию.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о