Главная » Земельное и лесное законодательство » Что считается самовольным захватом земли общего пользования, и как с этим борется закон?

Что считается самовольным захватом земли общего пользования, и как с этим борется закон?

Незаконный захват земли общего пользования рассматривается как административный проступок, наказание за которое последует по ст. 7.1 КоАП РФ. Законом определен примерный перечень таких земельных объектов общего пользования, а также условия доступа на них рядовых граждан. В этой статье разберем, на какие участки распространяется режим общего пользования, и какой штраф грозить на его нарушение.

Что это такое

Правовая трактовка термина «земли общего пользования» содержится в нормах ГК РФ и ЗК РФ. В состав указанных земель входят участки, оформленные в собственность публичных образований (РФ, субъекты, местные власти). Приведем перечень участков, на которые распространяется указанный режим:

  • пути сообщения и передвижения – улицы, проезды, проспекты, площади, дороги и т.д.;
  • зоны культурно-рекреационного назначения – парки, лесопарковые зоны, водоемы общего пользования и т.д.;
  • участки, предназначенные для осуществления общественных нужд населенных пунктов и неограниченного круга граждан – полигоны ТБО;
  • территории, выделенные объединениям граждан для ведения садоводства, огородничества, иных форм хозяйствования – участки в садовом товариществе, дачных поселках и т.д.

Помимо этого, режим общего пользования может распространяться на участки, находящиеся в совместной или долевой собственности граждан. Например, к таким землям относится участок придомовой территории, площадь кооперативного гаража и т.д.

Собственник указанных земель вправе принимать правила доступа и пользования. Если такой акт официально принят и опубликован, его должны исполнять физические и юридические лица. В частности, это касается запрета и ограничения на любое несогласованное занятие участка или его части, огораживание под личные нужды, воспрепятствование доступу граждан.

За противоправный захват лесных территорий в КоАП РФ предусмотрен специальный состав, т.к. на участки леса не распространяется режим земель общего использования.

Какие виды нарушений связаны с землями общего пользования

Закон запрещает любые ограничения или запреты, связанные с доступом к участкам общего пользования. Исключения могут предусматриваться только нормативными актами, опубликованными для общего ознакомления. В перечень нарушений указанных правил могут входить:

  • захват участка, или его части, для использования под личные цели частных лиц или предприятий;
  • введение несанкционированных ограничений за доступ к местам общего пользования – например, взимание платы за проход в сквер, если это не регламентировано муниципальным актом;
  • использование участка общего пользования вопреки целевому назначению – например, самовольное отведение мест под парковку на зеленых насаждения скверов;
  • установка ограждений, шлагбаумов, заборов для ограничения свободного прохода или проезда.

Указанные нарушения могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Например, группа жильцом может оборудовать парковочную площадку путем захвата части внутриквартального проезда – такое коллективное нарушение повлечет ответственность для каждого из участников несанкционированной стоянки.

Какая статья предусмотрена за захват земли

Для назначения административного наказания закон не разграничивает земли общего и частного пользования. Статья 7.1 КоАП РФ устанавливает санкции за захват любого участка, на который нарушитель не имел законных прав. Например, захват части чужого участка соседом по дому или огораживание публичного водоема карается по одной статье.

По ст. 7.1 КоАП РФ наказание последует при следующих условиях:

  • если установлен факт самовольного занятия чужого участка – путем фактического использования, установки ограждений, размещения или возведения несанкционированных построек;
  • если субъект не имеет никаких прав на этот участок, либо вышел за пределы законодательных правил – например, использование участка общего пользования для личных нужд, не разрешенных нормативным актом;
  • если выявленный факт захвата не повлек существенного ущерба или вреда – при наступлении указанных последствий наказание последует по ст. 330 УК РФ за самоуправство.

Судебная практика ВС РФ содержит правила определения существенного вреда, что позволит правильно выбрать санкцию между КоАП РФ и УК РФ.

Пользование общественным участков для временных нужд, не превышающих допустимые пределы, не является нарушением закона.

Например, не будет назначена санкция за установку палатки для временного отдыха на берегу публичного водоема, так как эта зона предназначена для рекреационных целей.

Подтверждение целевого назначения и категории участка происходит по сведениям ЕГРН, либо на основании правоустанавливающих документов. Категория земель общего пользования указана в ЕГРН, и не может быть изменена без проведения публичных слушаний с изданием муниципального акта.

В исключительных случаях общественные земли могут передаваться во временное пользование гражданам или коммерческим структурам.

Например, участок проспекта может быть предоставлен в аренду для установки торговой палатки – для этого проходит процедура согласования, правила которой утверждают местные или федеральные власти. Нарушение правил выделения участка не могут рассматриваться как захват, однако ответственность будет наступать за самоуправство, либо за превышение должностных полномочий.

Как проходит процедура привлечения к ответственности

Выявление фактов захвата общественных участков входит в компетенцию должностных лиц и уполномоченных ведомств. Для этого могут рассматриваться обращения граждан или организаций, проводится плановые проверки. Обратиться с заявлением или жалобой по факту захвата может любое заинтересованное лицо, так как указанные территории предназначены для общественного использования.

Куда жаловаться, если возникают сомнения в правомерности захвата участка, либо выявлен прямой случай нарушения земельного законодательства? Подать заявление или жалобу можно в следующие инстанции:

  • органы прокуратуры;
  • земельные инспекторы местных властей или должностные лица Госземнадзора;
  • администрация муниципального образования;
  • учреждения МВД.

Образец жалобы должен содержать сведения о заявителе, так как анонимные обращения не рассматриваются по существу. Также нужно указать основания и факты, позволяющие сделать вывод о самовольном захвате земли. К обращению может прилагаться фото- или видеоматериал.

Муниципальные власти и органы Госземнадзора обязаны проводить плановые и внеочередные проверки целевого использования земель общего пользования. Все нарушения фиксируются в протокольной форме, а при малозначительности проступка может объявляться устное замечание.

Например, незначительное отступление от границ размещения торгового павильона не влечет наступление вреда или иных негативных последствий. В этом случае оптимальным вариантом воздействия будет замечание в устной форме.

По факту выявленного нарушения составляется административный протокол. В его содержании указываются следующие сведения:

  • дата и место правонарушения;
  • сведения о должностном лице, составившем протокол;
  • полные данные правонарушителя – им может являться частное лицо или предприятие;
  • обстоятельства захвата земли, в том числе площадь участка – этот показатель будет иметь значение для назначения штрафа;
  • объяснения или возражения нарушителя.

Для административного наказания нужно точно определить площадь захвата. Для этого составляются схемы участка с указанием координат точек границ – они определяются по месту установки ограждений, внешних стен постройки и т.д.

Протокол вручается нарушителю, либо направляется по его адресу. Рассмотрение дела по существу входит в полномочия должностных лиц Государственного земельного надзора (ГЗН). Территориальные подразделения ГЗН функционируют в каждом муниципальном районе, а перечень должностных лиц, имеющих право выносить постановление о штрафе, зафиксирован в ст. 23.21 КоАП РФ.

Рассмотрение дела происходит при личном участии нарушителя, либо в его отсутствие. Во втором случае необходимо убедиться, что информация о времени и месте заседания была заблаговременно направлена нарушителю, либо была доведена при составлении протокола.

На практике, вынесение постановления может происходить сразу после составления протокола, если в распоряжении должностного лица имеются все доказательства.

Как назначается штраф

Единственной санкций за указанное правонарушение является штраф в денежной форме. Однако для определения размера наказания применяются специальные правила – учитывается кадастровая стоимость участка, на котором произошло нарушение. Показатели кадастровой стоимости определяются по результатам государственной оценки земли и фиксируются в реестре ЕГРН.

При рассмотрении дела, должностное лицо Госземнадзора обязано запросить актуальную выписку ЕГРН – в этом документе будет указана категория участка и его кадастровая стоимость. В зависимости от статуса нарушителя, сумма штрафа составит:

  • для частных лиц – в размере от 1 до 1.5% от кадастровой стоимости, но не менее 5000 руб.;
  • на должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 руб.;
  • для ИП и организаций – от 2 до 3%, но не менее 100 000 руб.

Если захват выявлен только на части участка, сумма штрафа будет рассчитана в пропорциональном отношении к кадастровой стоимости целого земельного надела.

Показатели кадастровой стоимости могут отсутствовать для отдельных категорий участков.
Это связано с поэтапным переходом на такой вариант оценки земли.

До 2020 года регионы сохраняют право использовать инвентаризационные показатели для расчета налоговых обязательств, однако при назначении административных штрафов такая стоимость не используется. При отсутствии в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости участка назначается штраф в фиксированной сумме:

  • на граждан – от 5000 до 10000 руб.;
  • на должностных лиц – от 20000 до 50000 руб.;
  • на предприятия – от 100 000 до 200 000 руб.
Обратите внимание! Если для участка определена кадастровая стоимость, должностное лицо Госземнадзора не вправе назначить штраф в фиксированной сумме. Дополнительные санкции в ст. 7.1 не указаны, поэтому их применение не допускается.

Если захват участка общего пользования допустили несколько лиц, на каждого из них будет наложен самостоятельный штраф. Факт коллективного нарушения не влечет увеличение санкции, однако должностное лицо ГЗН может назначить штраф в максимально возможном размере по ст. 7.1 КоАП РФ.

Как исполняется наказание

Постановление о назначении штрафа должно быть исполнено в добровольном порядке – для этого закон дает 60 дней. После истечения указанного срока, взыскание штрафа будет проходить в принудительном порядке. Постановление направляется в службу ФССП, где возбуждается исполнительное производство. Для исполнения наказания происходит удержание с заработной платы, накладывается арест на счета или имущество нарушителя.

Кроме уплаты штрафа, нарушитель обязан устранить допущенное нарушение за свой счет – разобрать ограждение или забор, убрать постройки, фактически освободить землю. Если это не происходит, уполномоченные муниципальные органы имеют право подать в суд о принудительном освобождении участка. По решению суда сносом ограждений или построек будут заниматься приставы, а все расходы на совершение исполнительных действий будут взысканы с нарушителя.

Несвоевременная уплата штрафа, либо уклонение от исполнения административной санкции, является самостоятельным нарушением по КоАП РФ. При выявлении таких фактов, может последовать новый штраф, либо иные меры воздействия – обязательные работы, арест. Назначение дополнительного наказания не освобождает от обязанности уплатить первоначальный штраф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *