Главная » Суд » Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Надзорное производство является заключительной стадией оспаривания судебных актов, которой может воспользоваться каждый участник процесса, либо прокурор. Подача надзорных жалоб допускается только на судебные акты, вступившие в силу, которые были предметом пересмотра в апелляционной и кассационной инстанции. Разберем, что необходимо сделать для пересмотра дела в порядке надзора, и какой орган уполномочен разбирать такие жалобы.

Что это такое

Право на судебную защиту не ограничивает разбирательством дела только по первой инстанции. При несогласии с решением или приговором, каждый участник процесса может обратиться в апелляцию, кассацию и надзор. Аналогичные полномочия предоставлены должностным лицам прокуратуры, даже если они не участвовали в деле. Можно выделить общие правила надзорного производства:

  • чтобы подать жалобу в надзорную инстанцию, нужно использовать все иные варианты оспаривания, т.е. пройти апелляцию и кассацию;
  • рассматривать дела в порядке надзора вправе только Президиум Верховного суда РФ;
  • надзорная жалоба проходит предварительную проверку у судьи ВС РФ, который принимает решение о ее рассмотрении Президиумом, либо выносит отказ.
В отличие от иных стадий оспаривания, при обращении в надзор нужно указать на конкретные нарушения законных прав и интересов участников процесса, допущенные при вынесении судебных актов. Такие обстоятельства нужно подробно изложить в тексте жалобы, иначе предварительная проверка у судьи ВС РФ завершиться отказом в передаче дела на рассмотрение Президиума.

Правила обращения в надзор

Участник процесса, не согласный с актами первой и последующих инстанций, может сам подать надзорную жалобу, либо обратиться с аналогичной просьбой в прокуратуру. Как правило, помощь прокурора нужна при пропуске срока для подачи надзорной жалобы. В прокуратуре проводится проверка по каждому обращению граждан, после чего принимается решение об инициировании жалобы в надзорную инстанцию, либо об отказе в принятии мер реагирования.

В зависимости от сферы законодательства, при обращении в надзор нужно учитывать следующие нюансы:

  • срок на обращение в надзор в гражданском процессе составляет 3 месяца с момента вступления в силу решения, при этом в указанный период времени нужно успеть пройти кассационную инстанцию;
  • в арбитражном процессе на подачу надзорной жалобы также дается 3 месяца, а подача ходатайства о восстановлении этого срока возможна в пределах 6 месяцев после вступления в силу решения, либо со дня, когда о нарушении своих прав узнало заинтересованное лицо;
  • в уголовном процессе не предусмотрено ограничение сроков на обращение в надзор, равно как и количество жалоб (их можно подавать по каждому факту выявления нарушений прав и свобод граждан).
Надзорные жалобы направляются непосредственно в ВС РФ, с приложением заверенных копий судебный актов нижестоящих инстанций.

На практике, добиться передачи дела на рассмотрение Президиума ВС РФ крайне сложно, поэтому целесообразно совершать все действия при поддержке опытного юриста.

По итогам рассмотрения жалобы, Президиум ВС РФ вправе оставить в силе все или отдельные акты нижестоящих инстанций, внести изменения в решение и приговор, отменить все судебные постановления и вернуть дело на новое разбирательство в первую инстанцию.

Основанием для изменения или отмены актов нижестоящих инстанций могут быть нарушения прав и свобод граждан, ошибки в применении и толковании законодательных норм, несоблюдение принципа единообразия при рассмотрении дела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *